На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть Выставки и конфернции
Официально НОЦККСЛС информирует Врач+ Официально Врач+ Практика Врач+ Вести НГМА
С розницей придется считаться

Исполнился год, как на фармрынке появилась и начала активно действовать Российская ассоциация аптечных сетей (РААС). Чего удалось достичь и что не получилось? Какие процессы в розничном секторе обнадеживают, и что настораживает? Об этом размышляет исполнительный директор РААС Татьяна Валерьевна БАБИНА.
Немного об истории создания ассоциации. В последние 3-4 года мы стали свидетелями бурного развития розничного сектора фармрынка. Появились сетевые компании, предложившие новые форматы, современные маркетинговые и бизнес-технологии, с которыми наша отрасль до этого еще не была знакома. О том, что на сегодняшний день сетевая форма организации розничной торговли практически во всех сегментах потребительского рынка является наиболее динамично развивающейся и перспективной, однозначно свидетельствуют статистические данные. По оценкам экспертов, в среднем сети растут на 50% в год, значительно опережая рост сегментов рынка, в которых они представлены. В фармацевтической рознице первой на этот путь встала компания "Аптеки 36,6".
На фоне процессов консолидации и интеграции, характеризующих развитие розничного сектора на сегодняшний день, руководство компаний "Аптеки 36,6" и ЦМИ "Фармэксперт" инициировали создание РААС. К их инициативе присоединились аптечные сети "Вита", "Авиценна", "Нижегородская аптечная сеть" и "Пермские аптеки". Так в августе 2003 г. был подписан учредительный договор о создании РААС. Наша организация существует чуть более года, но, несмотря на короткий срок своего существования, РААС стала достаточно авторитетной и значимой структурой в фармацевтическом сообществе. Одним из свидетельств этого является, в частности, премия "Платиновая унция", полученная ассоциацией в апреле этого года. Об этом же свидетельствует неизменный резонанс, который вызывает обсуждение наших инициатив и проектов; участие представителей РААС в самых значимых конференциях на фармрынке.
Динамику развития РААС за год иллюстрируют следующие показатели: на момент учреждения в ассоциацию входило 5 аптечных сетей, сейчас - уже 16. Географически мы представлены во многих российских регионах от Хабаровска до Мурманска. Сейчас в стадии рассмотрения находится заявка на вступление от аптечной сети из Калининграда. Совокупный товарооборот аптечных сетей РААС в этом году приблизится к 450 млн долл. США, а число аптечных учреждений - к 1 тыс. Но еще более красноречивыми, чем эти цифры, на мой взгляд, являются качественные итоги нашего развития. В соответствии с программными документами ассоциации участники осуществляют ряд совместных проектов. Среди них в первую очередь упомяну профессиональное обучение. Не случайно это направление является одним из ключевых в нашей деятельности. Любой розничный бизнес ориентируется на потребителя. Поскольку потребительские предпочтения подвержены постоянным изменениям, структура спроса часто меняется. Ритейлеры, чтобы быть успешными, должны адекватно отвечать на запросы своих покупателей, более того, предугадывать их. Используя маркетинговые стратегии развития, они даже могут формировать новые сегменты на потребительском рынке. Но для этого требуется высокий профессионализм и постоянное обучение во всех областях, так или иначе связанных с розницей. Вот откуда наше "увлечение" таким направлением деятельности. За истекший период нами было реализовано несколько обучающих циклов для руководителей и топ-менеджмента аптечных сетей.
Мы осознаем, что при движении вперед нужны единомышленники и партнеры. Поэтому любая аптечная сеть, признающая приоритетными наши цели, направленные на построение цивилизованного, прозрачного и развитого розничного фармрынка, может стать участником РААС. Единственным ограничением является небольшой (до 4 млн долл. США) годовой товарооборот аптечной сети. Мы считаем, что эффективной совместная деятельность может быть только в том случае, если ее осуществляют партнеры относительно равные или же имеющие существенный потенциал для развития.
Ассоциация будет последовательна в своем движении вперед: развиваясь дальше, мы намерены участвовать во всех значимых процессах, происходящих в фармсообществе и в целом в здравоохранении - в реформировании отрасли, в будущей "льготной" реформе; мы формулируем свое видение в отношении "розничного стандарта". Кроме того, участники РААС внедряют высокие внутренние корпоративные стандарты, охватывающие фармдеятельность.
Безусловно, ассоциация будет способствовать и реализации связанных с коммерческой деятельностью своих участников проектов, таких, как маркетинговые партнерские программы с производителями, объединенные закупки в рамках ЗАО "ОАД" и др.
Стратегия развития РААС направлена на формирование саморегулируемой, авторитетной общественной организации, в которой будут представлены лучшие сетевые аптечные компании России.
Пока проблема конкуренции между членами РААС остро не стоит, т.к. рынок не насыщен, он находится в стадии развития. Думаю, что в тот момент, когда эта проблема станет актуальной, уровень взаимоотношений будет достаточно высок, чтобы цивилизованно решать спорные вопросы. К этому моменту проекты ассоциации, имеющие только коммерческую направленность, вероятно, потеряют актуальность. А вот общественно значимая составляющая в деятельности РААС будет доминирующей. Ассоциация способна в хорошем смысле лоббировать и отстаивать интересы аптечных сетей; в ней должен быть представлен весь спектр мнений, касающихся развития розницы.
Уже сейчас мы сталкиваемся в городах-"миллионниках" со следующей проблемой: повсеместное и бурное развитие ритейла ведет к тому, что новые крупные торговые центры, гипермаркеты (в которых основные покупки приходятся на выходные дни) переключают на себя часть наших покупателей; растут арендные ставки на недвижимость, коммунальные и другие накладные расходы. Аптека вынуждена платить за аренду столько же, сколько и ювелирный салон, расположенный в аналогичном месте. Наконец, существует масса вопросов, связанных с регулированием отрасли.
Аптечные сети по-прежнему активно развиваются, как и весь потребительский рынок. Одной из составляющих развития является региональная экспансия, осваиваются новые форматы, продолжается поиск новых и совершенствование уже имеющихся стратегий. Продолжается формирование национальных сетей.
Несколько слов о коммерческих проектах. Один из них - "ОАД", являющийся вместе с тем самостоятельным юридическим лицом.
РААС выступает основным учредителем "ОАД" и в связи с этим влияет в целом именно на стратегию деятельности компании. Основная задача - получение лучших коммерческих условий для аптечных сетей - выполняется в рамках торгов. Их прошло три, и динамика положительна. Если в первом конкурсе участвовали 5 дистрибьюторов, то в последнем - уже 18. Поставки через "ОАД", который как сервисная компания оказывает услуги и поставщикам, и покупателям, прозрачны по всей цепочке, и решение о закупке объективно, т.к. согласование условий полностью проходит в рамках аукциона при виртуальном присутствии всех участников.
Партнерские программы по маркетингу с производителями также расширяются, в осенней программе уже участвует 5 производителей, тогда как летом была реализована программа только по двум брендам.
Контрактная деятельность с производителями запланирована на конец текущего года, пока проходят предварительные консультации. Но основная проблема для региональных сетей связана с логистикой. Эту функцию на высоком уровне в состоянии обеспечить только национальные дистрибьюторы. И тут необходимо находить оптимальные решения, которые бы устроили все заинтересованные стороны. Конечно, в идеале оптимальной является модель, когда производитель, логистический и розничные операторы объединены оптимальным решением по цепочке поставок, видят и управляют товарными запасами друг друга в режиме online. С развитием рынка эта модель будет в том или ином виде реализована. Пока же оптовый и розничный секторы фармрынка имеют несвойственные им с точки зрения специализации компетенции: розничные компании строят склады и создают транспортный парк, а оптовые - заняты реализацией и освоением промоционных бюджетов производителей. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, поэтому необходимо находить оптимальное для всех решение.

Подготовила И. ВЛАСОВА. "Фармацевтический вестник" N 35, 2004 г.



Напишите нам письмо Наверх