Чем ближе к зиме, тем больше правительство начинает прислушиваться к советам. Причем к советам не международных финансовых организаций и экономистов, а эпидемиологов. Простудное шмыганье носом, которое само по себе не пройдет, гораздо больше взволновало власть, чем, к примеру, инвестиционные проекты. Ведь за стандартный набор таблеток россияне в последнее время отдают немалые деньги. О том же, какого качества будут эти лекарственные средства, вчера президент Владимир Путин и поинтересовался у министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова на совещании с членами кабинета министров.
Наконец, кабинет министров назвал статьи, на которые будут направлены 1,5 миллиарда рублей, сэкономленных на президентской кампании - они пойдут на лечение детей и ветеранов. Планируется, что треть - 0,5 млрд рублей - будет израсходована на лечение гематологических и онкологических заболеваний детей, трансплантацию почек и печени. Еще 160 миллионов планируется потратить на реанимобили для ветеранов, 820 миллионов - "для приобретения оборудования для госпиталей ветеранам".
"В вопросе о лекарственных препаратх достаточно проблем и с точки зрения качества, и с точки зрения доступности", - заметил Михаил Фрадков. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов пытался убедить премьера в том, что рынок должен сам регулировать цены и ассортимент лекарственных препаратов, но глава правительства не принял приводимых аргументов и остался непреклонен. При этом он предложил Зурабову фактически использовать любые эффективные механизмы для обеспечения доступных цен, ассортимента и качества лекарственных препаратов, поступающих на российский фармрынок. Зурабов сдался и заявил, что со следующего года будет проводиться работа по установлению так называемой "референтной" цены еще до определения поставщиков, чтобы иметь возможность ориентироваться на тех производителей, чьи цены будут такими же, как референтная цена, либо ниже. Зурабов объяснил, что рецепты на данные препараты будет выписывать лечащий врач, а отпуск их будет производиться в тех же лечебных заведениях или других аптеках, входящих в данную систему. После отпуска будет осуществляться оплата лекарств и поставка новых партий, добавил министр.
Но для этого необходимо усилить систему контроля - и для этих целей будет создано более 100 государственных и лицензированных лабораторий по контролю качества лекарственных средств. Старая система сертификации и лицензирования будет существовать до 1 мая 2005 года.
И еще об одном нововведении - установке единой предельной отпускной цены на биоэквивалентные лекарственные средства вне зависимости от наименования лекарств.
Поскольку именно в следующем году должен быть реализован закон о льготных выплатах, на обеспечение льготных категорий населения лекарствами потребуется 52 млрд рублей. Об этом заявил директор Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев. В эту сумму оценивается расширение в 4-6 раз списка лекарственных средств, предоставляемых льготникам. "Новый перечень должен превысить 1200 наименований, и это гораздо больше, чем предоставляется сейчас", - отметил Зурабов.
По словам министра, перечень лекарств в регионах с наилучшим финансовым обеспечением сейчас включает в себя 300-400 наименований, а в большинстве субъектов он куда более скромен и не превышает 200. Кроме того, подготовлен проект постановления правительства о перечне жизненно необходимых лекарственных средств, который должен быть принят в ближайшее время. Как отметил Зурабов, при разработке документа учитывалась уже сложившаяся схема лечения и предоставления лекарств льготным категориям.
Правительству предстоит как минимум решить четыре основные проблемы для внедрения системы бесплатной медикаментозной помощи. Речь идет об обеспечении равенства прав граждан на медикаментозную помощь вне зависимости от места проживания, о полноте обеспечения лекарственной помощью, обеспечении качественной помощи и организации предоставления этих услуг гражданам в удобной для них форме. Зурабов предложил отказаться и от проведения конкурсов между фармацевтическими компаниями, поскольку, как заметил министр, это зачастую означает субъективный подход. Вместо этого будет проводиться квалификационный отбор. То есть каждый производитель и поставщик может заявить о том, что намерен поставлять свою продукцию в рамках создаваемой системы. Но при этом будет тщательно проверяться качество продукции, а предпочтение будет отдаваться тем, кто предложит более низкую цену.