Монетизация льгот: законопроект принят в первом чтении.
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект о монетизации льгот. Согласно законопроекту, с 1 января 2005 года такие натуральные льготы, как бесплатное лекарственное обеспечение, бесплатный проезд и другие привилегии различных групп граждан будут заменены денежными выплатами в размере от 500 руб. до 3 500 руб. в месяц. Новый документ серьезно меняет существующую нормативно-правовую базу РФ путем отмены 41 Федерального закона и внесения изменений в 155 действующих законов. Кроме того, предусмотрено разграничение полномочий между центром и регионами. Как заявил А. Кудрин, со следующего года за федеральным уровнем будет закреплено 14 млн льготников, а за региональным - 19 млн льготников, сообщает "Интерфакс-АФИ". На федеральном уровне будет осуществляться финансирование льгот для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I-III групп, чернобыльцев и ряда других категорий граждан.
Денежная компенсация льгот для ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных, а также детских пособий будет производиться из региональных бюджетов. Наиболее сложной и пока не до конца понятной остается та часть законопроекта, которая затрагивает механизмы медицинского обслуживания граждан, имеющих право на получение льгот. Предполагается введение социального пакета стоимостью 440 рублей в месяц, в который войдет именной проездной билет (из расчета 40 рублей), имея который можно будет ездить пригородными электричками в любом городе страны. Остальные 400 рублей предназначены для оплаты карточки дополнительного медицинского страхования, которая даст возможность неограниченно бесплатно получать лекарства, назначенные врачом, а также периодически пользоваться санаторным лечением, включая льготный проезд.
Ситуацию комментируют эксперты фармацевтической отрасли: Айдар Ишмухаметов, председатель Совета директоров Группы компаний "Ремедиум": "Прежде всего, необходимо отметить масштабность данного проекта. Наряду с отменой 5-й ст. Конституции и приватизацией 90-х, законопроект можно полагать крупнейшим революционным изменением в России. Необходимость обеспечить механизмы реализации мероприятий социальной защиты назрели уже давно, и для этого был выбран экономически оптимальный для России период. При этом разграничение полномочий между центром и регионами является одним из неотъемлемых элементов построения новой системы социальных гарантий.
Со стороны субъектов рынка основным ответственным за технологию реализации проекта выступит прежде всего дистрибьюторский сектор. Дистрибьюторы должны будут обеспечить экономическую и физическую доступность лекарственных средств (ЛС) - приемлемую цену и подобающую логистику. Предполагается на основе заключения соглашении между государством и дистрибьюторами получить референтные цены на ЛС в соответствии с международными непатентованными названиями (МНН). Возможно, именно с этим связаны имеющие место опережающие предложения на тему регистрации ЛС по МНН.
Можно предположить, что будут иметь место "уполномоченные" дистрибьюторы в соответствии с регионами, отобранные на тендерной основе. Учитывая глобальность проекта очевидно, что при его внедрении вероятны накладки. Вряд ли возможно до конца года реализовать право на личный выбор потребителя. Нуждается в уточнении и обосновании также сумма компенсации. Существенными факторами, которые не позволяют сегодня объективно определить сумму компенсаций являются:
- отсутствие стандартизации в сфере медицинских услуг;
- отсутствие формулярной системы как механизма рационального назначения ЛС;
- слабое развитие доказательной медицины.
Любопытным является тот факт, что в декабре 2003 года в США принят Закон о компенсации рецептурного отпуска ЛС для определенных категорий граждан, вступающий в действие в 2006 г. Под льготы попадают 40 млн человек. Предполагается в течение 10 лет потратить на эти цели порядка 400 млрд долл. США. Характер критики со стороны СМИ и политических противников Буша очень напоминает нашу ситуацию..."
Настасья Иванова, генеральный директор "Национальной Дистрибьюторской Компании": "Сейчас во всей этой ситуации вопросов больше, чем ответов. Остается неясным механизм получения лекарств по полису медицинского страхования. Кто и как их будет предоставлять, какова будет процедура закупки? Если речь идет о целевой унифицированной закупке, то для этого необходимо организовывать отдельную структуру. И как она будет распределять лекарственные средства между социальными учреждениями? Не создаст ли это дефицита лекарственных средств? Не приведет ли это к коррупции среди чиновников? Все эти вопросы требуют ответов, и чем быстрее они будут даны, тем меньше будет преград на пути реформирования социальной сферы. Только после появления ответов на них можно будет судить об эффективности работы новой системы".