(К 115-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.П. РУБИНШТЕЙНА)
В свое время выдающийся отечественный ученый Б.Г. Ананьев очень точно выразил мысль о том, что "биография ученого приобретает тем большее значение, чем полнее воплощает в себе биографию науки, ее прогрессивное движение на путях познания и активного участия в общественном развитии". Это положение всецело можно отнести к жизни и деятельности крупнейшего советского ученого Сергея Леонидовича Рубинштейна. По существу, его жизненный путь - это путь развития советской психологической науки, и эта историческая связь абсолютно неразрывна.
Сергей Леонидович родился в 1889 году в Одессе в глубоко интеллигентной семье. В гостеприимном доме Рубинштейнов часто собирались видные представители местной интеллигенции, в основном правоведы и врачи. Любопытно, что в юности Сергей не очень жаловал постоянные философские дискуссии, которые сопровождали эти собрания, считая их бесплодным мудрствованием, не имеющим выхода в реальную действительность. Тем не менее общение с такими людьми, несомненно, будило мысль и чувства юного гимназиста, и вопреки его собственному мнению в известной мере формировало его личность.
По окончании элитной Ришельевской гимназии с золотой медалью, юноша выразил желание продолжить свое образование за границей, тем более что материальное положение семьи этому способствовало. Сергею довелось учиться в университетах Марбурга, Берлина, Фрайбурга.
По возвращении на родину в Одессу, Рубинштейн поначалу занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила его достаточно холодно и, почувствовав это, новоиспеченный психолог предпочел преподавание в гимназии, коим и занимался до 1919 года. В это время он возвращается в университет, а двумя годами спустя избирается профессором кафедры психологии, сменив на этом посту крупнейшего дореволюционного психолога России Н.Н. Ланге.
К сожалению, в трудные и сложные 20-е годы Рубинштейну не удавалось активно заниматься научной деятельностью, а тем более публиковать результаты своих исследований. Однако в 1922 году он все-таки смог выступить с работой "Принцип творческой самодеятельности", которую опубликовали "Ученые записки высшей школы г. Одессы". Работа эта примечательна тем, что уже в ней автор изложил исходные основы нового общеметодологического подхода, который несколько позже получил официальное название "деятельностный подход". В названной статье формулировалась сущность этого подхода, которая выглядела так: "... Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики..."
Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стал выход в свет программной статьи Рубинштейна "Проблемы психологии в трудах К. Маркса". Это был уже 1934 год. Отвергнув постулат, трактовавший поведение как простую совокупность реакций, он противопоставил ему категорию действующего субъекта как личности сознательной. Именно отсюда утвердился принцип единства сознания и деятельности, надолго ставший ведущим в российской психологии.
Обоснование этого принципа фактически прекратило бесплодные дискуссии о соотношении сознания и поведения и подвело под эти идеи материалистический базис.
Интересно, что, обладая широким научным кругозором, Рубинштейн отважился на острую критику существовавших в то время западных психологических принципов. В глобальном масштабе он трактовал отечественную и западную психологию как различные направления мировой психологической мысли, равно имеющие право на существование, отнюдь не расценивая их как антагонистические концепции. Надо сказать, что в годы борьбы с космополитизмом эта точка зрения стоила ученому многого. Но это было позже.
А в 1935 году Сергей Леонидович создал фундаментальный психологический труд, вобравший в себя достижения как мировой, так и отечественной психологической науки, и издал его в виде учебного пособия под названием "Основы психологии". Значение этого события было в том, что впервые в стране принципиально изменился взгляд на психологию как науку второстепенную и малопопулярную. Ученому удалось привлечь внимание своих коллег ко многим проблемам, которые доселе не рассматривались вовсе.
А в 1940 году вышел его знаменитый учебник "Основы общей психологии", который не утратил во многом своей актуальности до сих пор и время от времени продолжает переиздаваться.
Постоянно живя в Ленинграде в то время, Рубинштейн часто приглашался для чтения лекций в Москву. Ученый тесно общался с видными коллегами Выготским, Леонтьевым, Лурией, Занковым, Тепловым. Однако между двумя психологическими школами существовали значительные разногласия идейного порядка, которые, безусловно, сказывались как на развитии науки в целом, так и на отношениях отдельных ее представителей.
Суровые военные годы застали Сергея Леонидовича в Ленинграде. Несмотря на настойчивые уговоры покинуть блокадный город, ученый остался верен ему, своему институту и коллективу, который с любовью создавал сам. Вместе со всеми он переживал нечеловеческие тяготы того периода, стараясь при этом, чем мог, помогать тем, кто в этом особенно нуждался.
В 1942 году институт все-таки был эвакуирован на юг страны. А вскоре первое издание "Основ общей психологии" было удостоено Сталинской премии, представлявшей в то время высшую награду страны.
Это событие способствовало тому, что беспартийный С.Л. Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии-головного научного учреждения страны. При этом он еще руководил кафедрой психологии МГУ и сумел создать там уникальный научный коллектив, привлекая к работе выдающихся отечественных психологов: Леонтьева, Лурия, Теплова, Ярошевского, Гальперина и других.
Через год С.Л. Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он стал первым психологом, удостоившимся этой чести.
Заметим, что Рубинштейн не замыкался в тесном профессиональном кругу. Среди тех, с кем ему приходилось общаться в те годы, можно назвать знаменитых ученых историка Е.В. Тарле, лингвиста академика В.В. Виноградова, физиологов Л.А. Орбели и И.С. Бериташвили, кинорежиссера С.М. Эйзенштейна, искусствоведа Б.Р. Виппера. При содействии этих авторитетных людей в Академии наук удалось организовать Сектор психологии, который выполнял функции академического центра психологических исследований.
Психофизиологическая тематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С.В. Кравков и Н.А. Гарбузов, здесь же работала всемирно известная исследовательница зоопсихологических проблем Н.Н. Ладыгина-Котс.
Планы Сергея Леонидовича простирались довольно далеко: на базе уже существующего сектора ему мечталось создать Институт психологии АН СССР. Однако судьба отодвинула это событие во времени, и Институт психологии был создан только после смерти выдающегося ученого.
Наступила вторая половина 40-х годов, печально известная в отечественной истории как борьба "с безродным космополитизмом". Это кампания была замешана на крутом антисемитизме и жертвами ее стали многие выдающиеся ученые, делавшие славу советской науке.
Не обошли эти события и Сергея Леонидовича. К этому времени он подготовил новый фундаментальный труд "Философские корни психологии", где пытался осмыслить связь между этими двумя науками и разработать методологические принципы, применимые к психологии. Это была попытка научного прорыва в области общественных наук, и, несомненно, оказала бы существенное влияние на весь комплекс общественных дисциплин, если бы ей позволили осуществиться. Однако идеологическая машина уже набрала обороты: набор книги был рассыпан прямо в типографии под смехотворным предлогом, что число цитировавшихся в ней зарубежных авторов превышало количество советских. Ведущий советский психолог в одночасье потерял все свои посты и должности, а публикация его трудов была категорически запрещена. Наступили черные дни... Но анализируя политическую обстановку того периода, убеждаешься в том, что Сергею Леонидовичу еще повезло: репрессии в отношении его тем и ограничились, а ведь могло быть много хуже, и тому подтверждение множество известных исторических фактов.
После смерти Сталина началось постепенное "восстановление в правах" многих бывших "безродных космополитов".
Тяжелый период второй волны репрессий, к счастью, не сломил ученого. Во второй половине 50-х годов он вместе с коллегами Тепловым, Лурия, Смирновым и Леонтьевым начинает новый этап возрождения отечественной психологии. Начинаются активные экспериментальные и прикладные исследования, создается специализированный журнал "Вопросы психологии", по инициативе Рубинштейна создается Общество психологов СССР. Постепенно начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. К чести ученых надо отметить, что существующие теоретические разногласия по отдельным научным вопросам не стали препятствием к их совместной созидательной деятельности.
В 50-е годы Рубинштейн, стосковавшийся по настоящей работе, публикует сразу несколько серьезных трудов: "Бытие и сознание", "О мышлении и путях его исследования", "Принципы и пути развития психологии". Это был целый каскад глубоких научных идей, новых принципиальных положений, нетривиальных взглядов.
К этому времени Рубинштейн окончательно созрел и как философ и приступил к работе над последней в своей жизни книгой "Человек и мир".
Наконец-то сбылась его давняя мечта поведать миру свою философско-психологическую концепцию, ростки которой проклюнулись еще в 20-е годы и развивались на протяжении всей последующей жизни. Уже после смерти ученого эти размышления отдельным разделом вошли в книгу "Проблемы общей психологии", которая увидела свет через 13 лет после его кончины.
Научная значимость проблем, которые разрабатывал Рубинштейн, подтверждена исторически: созданный в 1971 году Институт психологии АН СССР своей приоритетной проблемой избрал проблему субъекта, которая всю жизнь занимала Сергея Леонидовича.
Так случилось, что история нашей страны, сделав очередной крутой поворот, на одно из первых мест объективно поставила необходимость внутреннего самоопределения каждого человека как субъекта, ответственного за принятое решение, и вновь сделала востребованным глубоко обоснованное учение выдающегося мыслителя прошлого столетия Сергея Леонидовича Рубинштейна. В этом на сегодняшний день и заключается его основная историческая значимость.
Н.Ф.ГУБАНОВА, обозреватель.
|