В начале декабря в конференц-зале Городской больницы скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода при поддержке венгерской фармацевтической компании "Гедеон Рихтер" состоялась очередная научно-практическая конференция кардиологов. Авторитетные специалисты из РГМУ поделились с нижегородскими коллегами новой информацией о подходах к лечению артериальной гипертензии, а также о новых аспектах отношений врач - пациент в условиях страховой медицины на примере г. Москвы.
О правовых аспектах взаимоотношений между врачом и пациентом рассказал профессор кафедры функциональной диагностики факультета повышения квалификации врачей РГМУ Михаил Петрович Савенков.
Артериальная гипертония - очень важная медицинская проблема на сегодняшний день, ею страдает фактически каждый 2-3-й человек. Но самое главное, что, по статистике, положительных результатов от лечения этого заболевания добиваются единицы. Этому есть много причин, и одна из них в том, что взаимоотношения между врачом и больным находятся пока не на адекватном уровне, т.е. на уровне, не соответствующем существующей законодательной базе.
В современном обществе человек все чаще начинает задумываться о своих правах, в связи с чем и отношения врача с пациентом сегодня приобретают ранее незнакомый нам правовой, юридический оттенок. Новое время требует нового подхода к проблеме взаимоотношений врача и пациента.
Сегодня, если человек хочет заниматься врачебной деятельностью, он должен иметь диплом, сертификат специалиста и лицензию. Сертификат специалиста выдается на основании проверочного испытания по двум позициям: а) теория и практика избранной специальности и б) вопросы законодательства в области охраны здоровья граждан. Большинство специалистов, к сожалению, совершенно не знакомы со вторым вопросом. Законодательство сегодня знают единицы, а на хорошем уровне практически никто.
Что изменилось во взаимоотношениях между врачом и пациентом? На смену патерналистской модели, подразумевающей практически полное подчинение пациента указаниям врача, пришла непатерналистская модель. У пациента появилось право на информированный выбор оптимального лечения.
На сегодняшний день пациент имеет право на получение информации о своих правах, дать которую больному может только врач, который и сам, как правило, этих прав не знает. Пациент имеет право: на уважительное и гуманное отношение к себе, выбор врача с учетом его согласия, выбор лечебного учреждения по ОМС и ДМС, получение медицинских услуг в рамках ОМС, сохранение в тайне информации о своем здоровье, проведение консилиума по его просьбе или вызов консультанта, информированное добровольное согласие, отказ от медицинского вмешательства, возмещение нанесенного ему ущерба. При этом пациент имеет право получить информацию о состоянии здоровья в доступной для него форме (обследование, диагноз, прогноз, варианты риска и результата лечения). Эту информацию пациенту должен предоставить лечащий врач, либо заведующий отделением, либо специалист, проводивший его обследование.
Попытки обсуждения с пациентом его состояния других специалистов как минимум некорректны, неточны и юридически безграмотны. Пациент в любой момент может просмотреть свою историю болезни, пригласить независимого эксперта и снять копии с любого пункта истории болезни. Информация о состоянии пациента третьим лицам должна выдаваться только по требованию и указанию самого пациента, это закреплено в праве на сохранение врачебной тайны.
Основой взаимодействия врача и пациента должно стать информированное добровольное согласие. Информированное письменное согласие предполагает гарантированную возможность пациенту получить информацию о том, что с ним будут делать, и оформление расписки в том, что эта информация была доведена до него, что он ее получил и дает добро на дальнейшие врачебные действия. Письменное информирование необходимо в случаях высокого риска, при любых инвазивных исследованиях, при проведении стресс-тестов, клинических испытаний новых препаратов и т.д.
|