Большой блок вопросов, касающихся здравоохранения и лекарственного обеспечения населения, рассматривался на заседании Комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области. Это само по себе значимый факт, т.е. о проблемах здравоохранения заговорили в полный голос на самом высоком уровне.
Первым на повестке дня стоял вопрос о проекте закона области "О фармацевтической деятельности", по которому выступила начальник Нижегородского областного фармацевтического управления, к.э.н., член-корреспондент С. В. КОНОНОВА. В своем пояснении к проекту закона С. В. Кононова отметила следующее:
Фармацевтическая деятельность является предметом совместного ведения федерации и субъектов РФ в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и ее регулирование осуществляется федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Это дает право субъектам федерации принимать свои нормативные правовые акты при отсутствии таковых на федеральном уровне.
Фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, регулируемым государством.
Фармацевтический рынок наиболее наглядно сочетает системы рыночных отношений и государственного регулирования рынка на основе соответствующей нормативной правовой базы.
За последние годы фармацевтический комплекс Нижегородской области значительно изменился: расширилось производство лекарственных средств, возрос ассортимент во всех товарных группах, изменения затронули систему правоотношений по собственности, формирования финансовых источников и ценообразования.
Фармацевтические услуги населению и лечебно-профилактическим учреждениям оказывает 1471 учреждение. Число аптечных учреждений с 1996 года возросло в 1,6 раза. Рост числа мелких организаций привел к неквалифицированной продаже лекарственных средств, необоснованному самолечению, приносящему существенный вред здоровью граждан и экономический ущерб государству.
Продолжается перераспределение субъектов хозяйственной деятельности на фармацевтическом рынке по формам собственности.
В 2001 году количество муниципальных учреждений составило 28%, государственных 13%, иной формы собственности 59%.
Рост аптечной сети, увеличение фармацевтических услуг и вся достаточно сложная фармацевтическая деятельность регулируется нормативными правовыми актами, стандартами и положениями.
За последние 3 года произошли значительные сдвиги в системе законодательных актов. Приняты Федеральные законы "О лекарственных средствах", "О наркотических и психотропных веществах", "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако введение в жизнь этих законов показало их несовершенство, которое создает излишние трудности, а в некоторых случаях понуждает субъекты фармацевтического рынка выступать в роли неисполнительных партнеров. Так, Федеральный закон "О лекарственных средствах" имеет ряд противоречий как внутренних, так и противоречий с другими законодательными актами. Некоторые вопросы лекарственного обращения остались за рамками закона. Неурегулированным в правовом отношении является вопрос субъектов сферы обращения лекарств, их статус и основные признаки.
Прописанный статус субъектов современного фармацевтического рынка противоречит нормам Гражданского кодекса.
Отсутствует достаточная правовая проработка вопроса разграничения предметов ведения в области обращения лекарств между федеральным центром и региональной властью.
В связи с этим возникла необходимость в принятии Закона Нижегородской области "О фармацевтической деятельности".
Вышеуказанный закон определяет и регулирует совокупность отношений, возникающих при осуществлении фармацевтической деятельности, которая включает в себя закупку, получение, доставку, хранение, изготовление, контроль качества, реализацию и уничтожение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, информацию о лекарственных средствах.
|