В Нижегородском медицинском колледже Минздрава России горячая пора - идут государственные экзамены и защиты дипломов у выпускников. Еще осталось следать один маленький шажок, и в армию фармацевтов Нижегородской области вольются молодые специалисты.
В этому году государственный экзамен по специальности "Фармация" принимается по-новому, в три этапа.
На первом этапе с целью проверки теоретических знаний проводятся два теста (в общей сложности затрагивается 200 тем). В итоговом тестировании представлены тесты по всем основным дисциплинам - по организации и экономике фармации, технологии лекарственных форм, фармакологии и фармакогнозии, фармхимии, первой медицинской помощи.
На второй этап, в который включена аттестация практических умений и навыков по приему рецепта и накладных-требований, приготовление лекарственных форм, проведению внутриаптечного контроля, вашему корреспонденту удалось проникнуть. Этот этап проходил на базе учебной аптеки, оборудованной всеми необходимыми химическими реактивами, вошедшими в пословицу аптечными весами, вертушкой, титровальной установкой, рефрактометрами, рабочими растворами да всего не перечесть, что располагается на трех длинных столах в строгом порядке, какой должен быть в любой аптеке. В почтительной тишине кто-то изготавливал свечи и глазные капли, кто-то прогревал на спиртовке пробирку с неким раствором для определения правильности приготовления лекарственных форм, кто-то принимал рецепты и накладные-требования на все виды экстемпоральных лекарственных форм. И конечно же - оформление журналов, столь нелюбимый многими фармацевтами и тем не менее, необходимый вид работы. Нарушать тишину экзаменов вопросами нельзя, поэтому, тихо ступая, мы с вами, уважаемый читатель, поднимаемся на этаж выше, где проходит третий этап экзамена.
Третий этап - акцентирован на решение профессиональных задач. Так, по первому вопросу в билете студент должен принять рецепт на ГЛС при условии одной или нескольких упаковок, замены препарата синонимом или аналогом. Также нужно решить задачи по расчету и планированию товарооборота по видам и группам товаров, рецептуры, валового дохода, торговых наложений, коэффициента себестоимости, издержек обращения, валовой и чистой прибыли и т.д. Нужно указать и факторы, влияющие на все эти показатели, уметь также оформить целый сонм документов. Перейдя от одного вопроса к следующему студент попадает под опеку экзаменатора по фармакологии, которому он должен доказать свой умение отпускать готовые лекарственные формы по рецепту и без него, знания взаимозаменяемости препаратов аналогами и синонимами, способности решения ситуационных задач.
Третий вопрос в билете посвящен фармакогнозии. И здесь студент обязан определить из какого лекарственного сырья получено то или иное ЛС, рассказать о химическом составе, применении и препаратах данного сырья, принять в аптеку рецепт на сбор, подобрать входящие компоненты сбора, написать предложенный сбор на латыни, организовать заготовку и сушку лекарственного растительного сырья, и, конечно, практически на каждом этапе уметь оформить соответствующие документы.
Настоящим отдыхом от оформления различных бумаг, актов, журналов может показаться 4 вопрос третьего этапа госэкзамена. Отвечая на него, студент должен обладать навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечении и отравлении, ушибах, электротравмах, термоповреждениях, переломах и т.д. Студент также показывает свое умение делать внутримышечные инъекции, измерять давление, накладывать шины и компрессы, ставить диагноз при острых расстройствах.
По обоим этапам и каждому вопросу в отдельности разработаны критерии оценки от 0,05 до 1,5 баллов в зависимости от вопроса и темы. Набравший 4,5 и 5 баллов получает оценку "отлично", менее 3 баллов - "неудовлетворительно".
|