Об итогах выполнения Соглашения между департаментом здравоохранения, администрацией Нижегородской области, администрацией областного центра ГСЭН и Нижегородской областной организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ по основным направлениям социально-экономической защиты работников за 1999-2001 гг.
Уважаемый товарищи!
Очень быстро пролетели 3 года, три очень напряженных года, отмеченных в целом снижением уровня бюджетного финансирования, серьезными проблемами по выплате зарплаты, нарастанием проблем в социально-экономическом положении работников.
За это время было много положительных решений, реализация которых позволила снять особенно острую социальную напряженность, но были и неудачи. И тем не менее следует отметить, что на начало 2002 года в целом соглашения реализованы удовлетворительно. Из 85 мероприятий, включенных в Соглашение с департаментом не выполнены 10, в т.ч. 7 частично, в Соглашении с областным центром СЭН не выполнено полностью или частично 7 обязательств в основном из-за неудовлетворительного финансирования учреждений здравоохранения из бюджетов всех уровней.
Вопросы выполнения Соглашений рассматривались не реже 2 раз в год на заседаниях президиумов и Пленумах (29.03.2000 г., 05.04.2001 г.). Дважды вопросы по охране труда и технике безопасности и заболеваемости рассматривались на коллегии департамента здравоохранения совместно с президиумом. В 2000 году в Соглашение были внесены существенные коррективы.
Вы уже ознакомились с докладами руководителей области и Н. Новгорода, в них достаточно подробно освещена работа органов здравоохранения и руководителей по выполнению Соглашения, поэтому я остановлюсь только на работе профсоюзных органов за этот период и главное о тех задачах, которые мы совместными усилиями должны решить в ближайшие 3 года.
Если говорить об экономическом положении работников здравоохранения, то можно смело говорить, что в отчетном периоде 1999-2000 гг. оно продолжало ухудшаться и только в 2001 г. немного стабилизировалось. Низкий уровень оплаты труда почти в 2 раза меньше, чем в среднем в области, осложнился длительными задержками в зарплате, достигающими 5-месячного периода, что не могло не повлечь выступления медицинских работников и участию в различных акциях протеста от голодовок (к счастью не массовых) до пикетов, шествий, митингов и объявлений предзабастовочной ситуации.
И принятые на уровне области дополнительные меры позволили администрации области снять особый накал страстей, но проблема увеличения зарплаты остается ведущей.
ФНПР и ЦК определили нашу задачу в этом - зарплата бюджетников должна достигнуть уровня промышленности, а в целом зарплата по стране, начиная с минимальной должна к 2005 году достигнуть минимального прожиточного бюджета (а он у нас в области составляет около 1500 руб., в то время, как I тарифный разряд - 450 руб., а минимальная зарплата - 300 руб.). Это стратегическая задача, с которой, к сожалению, Правительство соглашаться не желает по срокам и уводит ее решение за 2010 год, с чем профсоюзы категорически не согласны.
Если мы не будем добиваться и решать проблему достойной оплаты труда, то гражданам области не придется ждать улучшения медицинской помощи, т.к. процесс увольнения медиков и "старения" кадров пойдет еще большими темпами. Если по данным 1998 г. в области в здравоохранении было около 18% пенсионеров, то к 2002 г. их стало больше, особенно врачей. В некоторых коллективах их число доходит до 40%, средний возраст к 50 годам.
Я напомню цифры (официальные!) за 2 года отрасль недосчиталась более 1,0 тыс. врачей (прежде всего ушла молодежь) и более 1,2 тыс. средних медработников.
|