Зарождение в анналах мировой науки и практики организации питания населения "Политики здорового питания" нашло отражение не только в декларативных выступлениях и принятых документах, но и в практических схемах выполнения предложенной программы (табл. 1), которая казалась бы является универсальной для любого региона и любой страны.
Таблица 1
Структура элементов политики в области питания и продуктов питания (ВОЗ/ФАО)
1. Поставки продуктов.
. |
2. Качество продуктов |
3. Спрос на продовольствие |
4. Политика в области сельского хозяйства |
5. Политика пищевой промышленности |
6. Стандартизация, сертификация продуктов питания |
7. Образование в области питания органов здравоохранения и образования |
8. Вузовская подготовка специалистов в области питания |
9. Политика в транспорт. маркетинга |
10. Общественное питание |
11. Безопасность пищи |
12. Коммерческая реклама продуктов питания |
13. Информирование населения о питании |
14. Политика в области торговли |
15. Гуманитарная помощь, поступающая продуктами |
16. Обогащение продуктов питания и пополнение их биологически активными добавками |
17. Маркировка продуктов питания и претензии к ним |
18. Образование в области питания в школах |
Административные
Юридические
Регуляторные |
Бюджетные |
Образовательные |
Предоставление услуг |
Исследования |
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ РЕГИОНА |
|
Эта предложенная система действий нашла отражение и в разработках ученых и практиков нашей страны. Однако специфические условия жизни россиян требовали внесения специфических корректив. Причем это было не просто копирование или подражание схеме системы предложенной ВОЗ/ФАО, а творческая проработка накопленного опыта и насущных современных вопросов и создание собственной схемы системы.
Наиболее яркими публикациями, готовившими почву к реализации данной проблемы было первоначально выступление на Ассамблее здоровья народов нашей страны, а затем публикация в "Вопросах питания" статьи академика РАМН В. А. Тутельяна (Институт питания РАМН) и ряд статей других авторов об основных приоритетных направлениях в области питания.
Согласно его мнению, первыми правильным направлением будет сейчас назвать социальные и экономические проблемы - изучение состояния фактического питания различных групп детского и взрослого населения в различных регионах страны; оценка пищевого статуса и его влияния на состояние здоровья; обоснование и реализация практических мероприятий по рационализации питания детей и взрослых; изучение состояния питания в экологически неблагополучных регионах. Иными словами, мы должны экстренно развивать новое для нас направление - эпидемиологию питания населения.
Вторым направлением, по его мнению, должна быть профилактика пищевых отравлений и антропогенной контаминации пищевых продуктов. Третье направление должно касаться достаточного производства необходимых продуктов питания и создание новых специализированных продуктов высокой биологической ценности. Кроме того одним из важнейших аспектов, как выразился академик В. А. Тутельян следует считать вопросы: "Как донести современные знания, накопленные наукой о питании, до всех слоев населения? Как противостоять многочисленным антинаучным "воззрениям" в этой области, захлестнувшим страницы газет и журналов, эфир и телеэкран?"
Данные представленные профессором А. К. Батуриным показали, что происходящие с начала прошлого десятилетия социально-экономические изменения сказались на потреблении пищевых продуктов населением страны. Материалы Госкомстата России, а также специальные исследования питания и пищевого статуса различных групп населения, выполняемые Институтом питания РАМН совместно с другими НИИ, медицинскими вузами и службой Госкомсанэпиднадзора России демонстрируют ощутимые изменения в структуре потребляемых продуктов (табл. 2).
|