Материалы очередной ежемесячной научно-практической конференции детских психиатров и психологов Нижнего Новгорода
18 апреля 2002 года
В помещении ГКДЦ ОПЗ детей и подростков 18 апреля состоялась очередная ежемесячная научно-практическая конференция детских психиатров и психологов города.
На конференции с сообщение о современном состоянии нейропсихологии выступила нейропсихолог Городского консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков Н. И. ЛУНКИНА.
В 40-х годах нашего столетия возникла новая область научного знания - нейропсихология. Основоположником нейропсихологии был выдающийся психолог А. Р. Лурия. Наука возникла на стыке нескольких дисциплин - неврологии, психологии, физиологии, психофизиологии и анатомии мозга.
Основной задачей нейропсихологии является изучение мозговых основ высших психических процессов и вклада работы мозга в целом и каждой отдельной его зоны и уровня его организации в формирование и протекание высших психических функций (ВПФ).
Ее клиническими задачами являются изучение структуры и механизмов нарушения ВПФ и связь нарушения с определенными зонами мозга.
В ряду других наук, изучающих проблему "мозг и психика", нейропсихология занимает особое место, т.к. с помощью своих специфических методов она может подойти к решению проблемы строения ВПФ и их связи с мозгом.
Успех нейропсихологии связан с тем, что она перешла от описания дефекта к его анализу, то есть, имеет не феноменологический, а патогенетический подход. Это стало возможным благодаря разработанному А. Р. Лурия и его сотрудниками концептуальному аппарату нейропсихологии. Создание нейропсихологии было подготовлено с одной стороны успехами отечественной психологии, новыми представлениями Л. С. Выготского о генезисе и строении ВПФ, а с другой - успехами отечественной физиологии, науки о мозге, работами А. А. Ухтомского, И. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна.
Первые идеи и разработки по клинической психологии, в том числе и по нейропсихологии принадлежат Л. С. Выготскому, выдающемуся ученому и создателю новой отечественной психологии. Разработка вопроса системного строения психических функций, а так же изучение тех последствий, к которым приводят очаговые поражения мозга, позволили ему подойти к решению вопросов о системном строении психической деятельности и того значения, которое имеет тот или иной участок мозга в осуществлении сложных форм психики. Им было выдвинуто важнейшее предположение, что функциональное значение каждого участка коры мозга для всей системы психических процессов оказывается не одинаковым на различных этапах развития. У взрослого человека с уже сложившимися функциональными системами и развитым анатомическим строением мозга и у ребенка, психика и мозг которого находятся в развитии, одна и та же функция будет иметь разную локализацию в коре головного мозга и нарушение этой функции будет протекать по-разному и иметь разные механизмы.
В последние 5-7 лет начала свое развитие дифференциальная нейропсихология, одним из видов которой явилась нейропсихология детского возраста. Самого начала именно дети разного возраста были объектом нейропсихологического исследования. С конца 60-х годов задачей детских нейропсихологов был точный анализ структуры и механизма дефекта той или иной ВПФ, локализация конкретного участка мозга, повреждение которого отвечает за нарушение или отклонение конкретной системы ВПФ. В конце 60-х годов Лурия и его учениками была предпринята первая попытка показать роль нейропсихологии и ее место в решении проблемы неуспеваемости детей. В этих работах авторы впервые подошли к мысли о необходимости исследования доклинических форм отклонений в психической деятельности детей, а также введения нейропсихологических методов обследования и восстановления ВПФ детей с аномальным развитием. В настоящее время нейропсихологические подходы особенно актуальны в силу распространенности травматизма головного мозга при рождении (до 83%) и изменениям популяции мозга.
|