На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть В Аптеках
Официально НОЦККСЛС информирует Врач+ Официально Врач+ Практика Врач+ Вести НГМА
Аптечная служба: социально-экономические аспекты

На протяжении последнего десятилетия в аптечной службе Нижегородской области идут очень большие преобразования. Изменяются структура и элементы управления, однако основные изменения выражаются в повышении компетентности и изменении поведения персонала. Каков же сегодня объем работы у аптечной службы, и каковы условия труда ее работников?

Фармацевтическая служба области насчитывает сегодня 5970 работающих (из них 893 провизора и 2234 фармацевта), и если сравнить эту цифру с показателем десятилетней давности (1991 год - всего 6438, провизоров 885, фармацевтов 2850), то станет ясно, что во численности персонала существенных изменений не произошло. Тем не менее, за этот же период времени объем реализации ЛС и ИМН увеличился в 19 раз. С учетом того, что за это время цены выросли в 7 раз, мы видим, что физическая нагрузка на одного фармацевтического работника возросла втрое! Выше стали и показатели их компетентности. Естественно, что в этой ситуации очень большое внимание следует уделять условиям, в которых должны работать наши специалисты.

Фармацевтический рынок в настоящее время разделился на частный и государственный. Если в государственной и муниципальной сети дела с условиями труда обстоят более или менее благополучно, то условия работы фармацевтов, занятых в частном секторе рынка, нас очень беспокоят и по многим причинам. Во-первых, график работы и условия труда в частных предприятиях не отвечают требованиям нынешних нормативных документов, во-вторых, очередные отпуска этой категории работников предоставляются вразрез с действующими нормами и т.д.

Казалось бы, что при наличии соответствующей нормативной базы здесь можно было бы навести порядок, однако на практике это не так просто. Если в деятельность государственных и муниципальных учреждений мы сегодня можем вмешиваться в той или иной мере, то в деятельность частных предприятий это возможно в значительно меньшей степени.

Анализ нагрузки на сектора аптечной сети показывает, что за 2001 год государственные и муниципальные предприятия реализовали населению и ЛПУ лекарственных средств на 790 млн. руб., а предприятия иных форм собственности - на 1200 млн. руб., т.е. основная нагрузка ложится сегодня на работников частной фармацевтической сети. Это и вызывает особую озабоченность в свете вышесказанного.

Не могу не поделиться тревогой и по поводу ситуации, складывающейся в государственных и муниципальных учреждениях. Дело в том, что почти год назад на расширенной коллегии Департамента здравоохранения мы рассматривали прогноз развития государственной и муниципальной аптечной сети на 2001 год. Мы предполагали, что рентабельность в этой сети будет на уровне 2,2% - небольшая, но все же с плюсом, а затраты будут на уровне 24% от объема реализации. Фактически на сегодня рентабельность составляет 1,7%, издержки обращения практически соответствуют прогнозируемым, однако выросли реализованные наложения и, естественно, значительно увеличилась выработка на одного работающего (123%).

Тревогу вызывает отвлечение средств, с которыми сегодня работает государственная и муниципальная аптечная сеть. В отличие от многих предприятий бюджетной сферы аптечные предприятия работают в условиях полного хозрасчета, поэтому все отвлечения денежных средств, связанные с увеличением срока оборота лекарственных препаратов, тяжким бременем ложатся на плечи аптечных работников. А ведь только за три месяца 2002 года задолженность перед аптечными предприятиями выросла с 17 до 28 млн. руб. Все эти средства отвлечены из оборота аптечных предприятий.

Следствием такого положения дел является то, что за последние 3 года на 40% уменьшился объем средств, направляемых аптечными предприятиями на социальную защиту своих работников. Уменьшились они не потому, что так захотели руководители аптечных предприятий, они просто вынуждены были это сделать из-за снижения доходной части государственных и муниципальных учреждений за счет перетекания средств в частную аптечную сеть, в которой, кстати сказать, защищенность аптечных работников мы не можем сегодня контролировать. Да и проверки там проводятся не совсем так, как хотелось бы.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | Следующая


Напигите нам письмо Наверх