Стало уже традицией по итогам года проводить расширенные коллегии Министерства здравоохранения России. На этих коллегиях присутствуют не только руководители органов здравоохранения, но и "сопутствующие" службы, прямо или косвенно влияющие на здоровье населения. Это санитарно-эпидемиологическая служба, фармацевтическая, служба контроля качества лекарственных средств, муниципального здравоохранения, фонда обязательного медицинского страхования, представители научных кругов - ведущие ученые нашей страны. Были очень интересные выступления, но еще более ценны были общение и обмен мнениями в перерывах.
Работа коллегии была построена очень рационально. Ее заседание продолжалось с 10 до 19 часов с перерывами в 2,5 часа, во время которых мы успевали "переварить" прозвучавшую информацию, составить собственное мнение, узнать позиции по тому или иному вопросу своих коллег. Впечатление от коллегии самое хорошее, более того, я бы назвала ее программой. Прозвучал доклад министра об итогах работы органов здравоохранения (в форме тезисов, но каждому участнику был вручен полный текст этого доклада объемом в 200 страниц).
В докладе министр коснулся абсолютно всех вопросов и аспектов здравоохранения, в том числе и лекарственного обеспечения населения. Говоря о лекарственном обеспечении, Ю. Л. Шевченко отметил, что продолжают сохраняться положительные тенденции в этой сфере. Очень корректно подчеркнул, что эти тенденции сохраняются в плане наличия ЛС. Этот акцент, на мой взгляд, совершенно точный, он нашел отражение и в решении заседания коллегии. Действительно, лекарств сейчас сколько угодно, купить можно практически все, но вот доступность их широкому кругу населения еще крайне недостаточна. В связи с этим впоследствии были определены задачи по развитию службы здравоохранения по усилению мер по доступности лекарственной помощи.
Были отмечены территории, где введен персонифицированный учет по декретированным группам населения. Нижегородская область не прозвучала, т.к. пока у нас эта система отсутствует. Сегодня только 14 территорий, где внедрена система персонифицированного учета - это Кировская область, Свердловская, Новгородская, Коми - наши ближайшие соседи; на коллегии отмечали их положительный опыт. Отрадно, что эта система ныне внедряется в 41 субъекте Российской Федерации. О том, что вводить эту систему необходимо, говорит такой факт. Сейчас идет большой поток писем от инвалидов, ветеранов, недовольных ситуацией с обеспечением лекарствами. В письме один из инвалидов пишет, что "государство должно быть честным, а не "добреньким", пусть нам выделят на лекарства столько денег, сколько можно, а мы сами будем решать, как их потратить".
Большое внимание уделил министр здравоохранения в своем докладе профилактике заболеваний. Наверное, это не случайно, т.к. существовавшая при социализме система профилактики была одной из лучших в мире, ее разрушение привело к тому, что мы сейчас пожинаем. Несмотря на то, что люди сейчас стали более информированными во всех отношениях, они остаются "дикими" и "дремучими" в плане охраны собственного здоровья. И если раньше этими вопросами в обязательном порядке занималось государство, то сейчас профилактикой тех же самых социально зависимых заболеваний не занимается в масштабах страны практически никто.
Большую роль в своем выступлении министр отвел общественным организациям, т.е. развитию самоуправления отраслей здравоохранения. Он подчеркнул положительный эффект от объединения всех медицинских обществ в единую структуру, солидную и полновесную, которая влияет на выпуск различных нормативных документов, в конечном итоге - на состояние здравоохранения в стране. Я думаю, этот аспект доклада министра должен послужить сигналом и для нашей фармацевтической общественности по консолидации фармацевтических ассоциаций в единую систему, чему во многом соответствует создающаяся фармацевтическая лига России.
|