Если вспомнить недалекую историю, когда после 4,5 лет обучения, выпускник фармацевтических факультетов и вузов, направлялся сразу на работу в фармацевтические организации. В дальнейшем срок обучения в вузе увеличился до 5 лет, в том числе и для того, чтобы соответствовать международным стандартам, далее появилась годичная стажировка, которая проводилась по месту работы выпускника.
На сегодняшний день появились и другие формы и методы постдипломной профессиональной подготовки специалистов фармацевтического профиля и это во многом объясняет то обстоятельство, что тезис "образование на всю жизнь", сегодня правильно заменить на "образование через всю жизнь".
После окончания обучения в высших учебных заведениях и, в частности, СамГМУ все выпускники фармацевтических факультетов проходят интернатуру. Обучение осуществляется по очной и очно-заочной форме продолжительностью 11 месяцев в объеме 1692 часов, в соответствии со специальностями послевузовской подготовки, утвержденными МЗ РФ:
- управление и экономика фармации;
- фармацевтическая технология;
- фармацевтическая химия и фармакогнозия.
Динамика обучения в интернатуре выпускников СамГМУ такова, что в 2000 году 90% выпускников СамГМУ поступили в интернатуру, а 10% это те выпускники, кто проходят интернатуру в других вузах, находящиеся в отпуске по беременности и родам, и те кто возможно работает без сертификатов.
Обучение проходит на специальных и профильных кафедрах фармацевтического факультета (управление экономики фармации, технологии лекарств, фармакогнозии, химии фармацевтического факультета, фармакологии и т.д.) и в аптечных учреждениях Самарской области.
Методами обучения являются: лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, практическая работа в фармацевтических организациях, выполнение индивидуальной научно-практической работы.
После окончания интернатуры и сдачи соответствующего экзамена провизорам выдается свидетельство, подтверждающее данную форму обучения и сертификат специалиста.
Лица, решившие сменить послевузовскую специальность (управление экономики фармации, фармацевтическая химия и фармакогнозия, фармацевтическая технология), проходят профессиональную переподготовку по очной, очно-заочной форме обучения, продолжительность ее 4 месяца в объеме 500 часов. Лицам, прошедшим данную форму обучения, выдается диплом профессиональной переподготовки и сертификат специалиста уже по вновь полученной специальности.
Динамика прохождения профессиональной переподготовки представлена на схеме, из которой видно, что наибольшее количество приходилось на 97/98 учебный год и наименьшее на 2000/2001 учебный год. Это можно объяснить ситуацией, когда многие решали сменить послевузовскую специальность: стало меньше провизоров-технологов, аналитиков, больше организаторов. Многие провизоры после длительного перерыва вернулись в фармацию т.к. наша специальность стала более востребованной и высокооплачиваемой.
Каждые 5 лет, специалисты проходят сертификационные курсы повышения квалификации по соответствующим специальностям послевузовской подготовки. Обучение проходит по очной и очно-заочной форме, продолжительностью 1,5 месяца в объеме 144 часов. Во время обучения слушатели готовят реферат по актуальному вопросу фармации. После окончания курсов слушателям выдается свидетельство об их прохождении, а после сдачи сертификационного экзамена, который состоит из тестовой части и собеседования, слушателям выдается сертификат специалиста по соответствующей специальности.
При необходимости углубления знаний по отдельным вопросам, проводятся тематические усовершенствования специалистов.
Для выпускников фармацевтического факультета, сотрудников вуза и работников практической фармации возможно послевузовское обучение - очная, очно-заочная аспирантура, докторантура. И, мне приятно сейчас констатировать, что в фармации появилась тенденция к расширению данных форм обучения. И если проводить параллели с врачебными специальностями, то мы в этом плане значительно отстаем. В ЛПУ главные врачи, зав. отделениями, врачи заканчивали ординатуру, а то и являются кандидатами и докторами наук, данный пример достоин подражания.
Наши предложения по улучшению качества обучения сводятся к следующему:
- расширение номенклатуры фармацевтических специальностей послевузовской подготовки; и если нас сравнивать с врачами, то и здесь мы тоже значительно отстаем.
- введение ординатуры в последипломное фармацевтическое образование.
- шире использовать аспирантуру и докторантуру, как форму послевузовского обучения для фармацевтических работников.
В. А. ЕГОРОВ, О. Н. ВОРОНОВА, Самарский государственный медицинский университет.
|