На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть В Аптеках
Официально Фарминформ Практика Вести НГМА The Lancet
Организационно-функциональные аспекты государственного регулирования фармацевтической деятельности

Успешная реализация функций фармацевтического комплекса требует нового осмысления сущности фармацевтических услуг в условиях рынка и, в связи с этим, новых подходов к разрешению проблем функционирования фармацевтического комплекса. Эти обстоятельства, в свою очередь, обуславливают необходимость качественно иных подходов к процессу регулирования фармацевтической деятельности и управления фармацевтическими организациями. Каждый рынок, в т.ч. и рынок фармацевтических услуг имеют свои специфические особенности. Однако общим для всех рынков являются такие составляющие, как спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция.

Включение фармацевтических организаций в конкурентную среду рынка определяется целым рядом причин:

  • экономическая природа фармацевтических услуг;
  • недостаточность бюджетных средств побуждает медицинские и фармацевтические организации добывать себе ресурсы на рыночных началах;
  • в условиях развития отраслей материальной сферы по рыночным законам, социальная сфера не может развиваться не касаясь рыночных законов;
  • с развитием рынка фармацевтических услуг усиливается конкуренция между государственными и негосударственными аптечными организациями, между альтернативными "платными" и "бесплатными" фармацевтическими услугами.

Согласно исследованиям известного английского ученого, признанного авторитета в области конкуренции М. Порберга, состояние конкурентной борьбы на рынке характеризуется пятью конкурентными силами. Эти силы определяют условия, в которых функционирует каждый конкретный рынок и составляющие его элементы. Применительно к рынку фармацевтических услуг центральный рынок (ринг "конкурентной арены") является активным местом и представляет собой соперничество, маневрирование аптечных организаций, представляющих одни и те же услуги.

Для объективной и точной оценки степени конкурентоспособности фармацевтических услуг, выявления направленности и динамики возможных изменений различных факторов, целесообразно использовать экспертно-параметрический метод. Процесс определения степени конкурентоспособности фармацевтических услуг включает три этапа. Это территориально-отраслевой анализ рынка и его требований, отбор параметров, их распределение и мониторинг, расчет интегрального показателя конкурентоспособности и обратная связь с первым этапом.

В этих условиях фармацевтический комплекс может рассматриваться как открытая система. И эффективность управления ею зависит от внутренних факторов ее развития и воздействия на нее из вне - внешней среды (экономической, научно-технической, социально-политической), от того насколько профессионально проводится организационный анализ внешней среды. Изменения внешней среды обуславливают необходимость реформирования процессов регулирования и управления системой. Учет состояния факторов внешней среды позволяет сопоставлять соответствие системы регулирования и управления фармацевтическим комплексом условиям внешней среды.

Рассматривая фармацевтический комплекс как сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя, следует отметить, что миссия фармацевтического комплекса определяет его целесообразность на рынке, перечень предоставляемых услуг населению, лечебно-профилактическим учреждениям, условия для работников комплекса.

В этих условиях основополагающим является формулировка целей деятельности фармацевтического комплекса. Эти цели целесообразно рассматривать в двух уровнях.

  • стратегическая цель, заключающаяся в пропагандировании и организации здоровья населения региона через обеспечение эффективными и доступными лекарственными средствами и др. продукцией;
  • тактические цели включают прогноз потребностей рынка услуг, информированность о насыщенности фармацевтического рынка, рациональную организацию лекарственного обеспечения, управление деятельностью фармацевтических учреждений, создание условий для непрерывного профессионального развития фармацевтических кадров и др.

Реализация этих целей по нашему мнению должна быть возложена на региональный орган управления фармацевтической службой. При чем управление должно осуществляться через систему государственного регулирования, т.к. рынок фармацевтических услуг наиболее социально ориентирован и отличается своей специфичностью. Фармацевтические услуги - "товар" с высокой потребительской стоимостью, что определяет их стоимость; это один из видов интеллектуальных услуг, способствующих поддержанию сохранению здоровья; проявление их результатов имеет отсроченный и дифференцированный характер; они являются смешанным общественным благом, т.к. ими пользуются и общество в целом и отдельная личность; имеют смешанную оплату: платные, бесплатные, частично оплачиваемые; имеют четко выраженное совпадение экономических и территориальных границ. Фармацевтический рынок - как рынок услуг связан с другими рынками и содержит классические компоненты. Состояние фармацевтического рынка, его технологии находятся в прямой зависимости от правовых норм, развитости системы профилактики заболеваний и медицинской помощи, профессионализма специалистов и др. И этот рынок, в отличии от других рынков, наиболее подвержен государственному регулированию. Более того государственное регулирование на рынке фармацевтических услуг необходимо и осуществляется через систему нормативно-правовых актов.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая

Напигите нам письмо Наверх