Как отмечает ведущий вегетолог России академик А. М. Вейн "практически нет таких патологических форм, в развитии и течении которых не играла бы роль ВНС. В одних случаях она является существенным фактором патогенеза, в других - ее поражение возникает вторично в ответ на повреждения любых систем организма" (Рис.1). В целом вегетативные нарушения встречаются в 30-85% случаев, однако в качестве самостоятельного заболевания отмечаются нечасто. Поэтому общепринятым является диагноз синдром вегетативной дистонии (СВД), к которому относятся разнообразные синдромологические формы расстройств функции ВНС.
Однако с позиции перинатальной психоневрологии нельзя согласится с А. М. Вейном, считающим, что СВД является преимущественно вторичным проявлением при психических, неврологических и соматических заболеваниях. ВНС в онтогенезе формируется наиболее рано - в перинатальном периоде, что обуславливает ее первичное поражение при перинатальной энцефалопатии различного генеза. Соматическая нервная система и психика ребенка формируется в этом случае позднее - на патологическом фоне исходно измененной вегетативной регуляции.
Т.е. новые уровни и более высокоорганизованные функциональные звенья ЦНС, ВПФ надстраиваются над патологической структурой ВНС и приобретают соответствующие дизонтогенетические свойства, обусловленные СВД, нарушениями адаптационно-трофических функций. Поэтому СВД можно рассматривать как центральную патогенетическую систему, входящую в состав практических любых отклонений нервно-психического развития у детей на фоне дисбаланса эрготропной и трофотропной регуляции (Рис. 2). Он входит важным компонентом в состав характерного для детского возраста синдрома гиперактивности и сниженного обеспечения деятельности.
Известно, что еще в 1800 г. французский анатом Биша выделил анимальную нервную систему, свойственную животным, обеспечивающую сенсомоторную деятельность; и вегетативную нервную систему, общую для животного и растительного мира, ответственную за обмен веществ. Поэтому последняя система характеризуется как "растительная" или вегетативная, что происходит еще от понятия "растительной формы души" Аристотеля. В отечественной неврологии это название сохраняется по настоящее время.
За рубежом общепринятым является понятие "автономной нервной системы", предложенной Лангли в 1889 г. Однако к настоящему времени показано, что данная система не ограничивается растительными функциями обмена; она не является автономной как от соматической, так и от психической сфер человека.
Лингвистический анализ понятия ВНС показал, что латинское "вегетатис" также означает "жизнь". Т.е. ВНС - это комплексная функциональная система, обеспечивающая все базисные формы жизнедеятельности организма человека: от жизненноважных функций дыхания, сердечной деятельности, сознания; к вегетативно-висцеральной, вегетативно-соматической и психовегетативной регуляции (Рис.3). При этом она принципиально отличается от соответствующих систем как животных, так и растений значительно более сложным уровнем структурно-функциональной организации, тесными связями с ВПФ, психической деятельностью человека.
При этом ВНС формирует жизненный тонус ребенка как базисный уровень нейродинамической активности всех функциональных систем через неспецифические структуры мозга; индивидуальный тип реактивности систем как ответная реакция на любой стимул, стрессор; а также характер адаптационно-трофического обеспечения всех видов деятельности ребенка.
Поэтому ВНС, давая жизнь эмбриону и плоду еще на внутриутробном периоде развития, в наибольшей степени страдает при перинатальном поражении. Это обуславливает патологические константы вегетативной регуляции в течение всей постнатальной жизни ребенка в виде нарушений вегетонтогенеза, представленного СВД.
|