На титульную Поиск Подписка Рассылка Фармсеть В Аптеках
Официально НОЦККСЛС информирует Врач+ Официально Врач+ Практика Врач+ Вести НГМА
От здоровья - к здоровью. По страницам "Недели женского здоровья"

На третий день проходившего в нашей области форуме "Неделя женского здоровья" в актовом зале Областной клинической больницы им. Н. А. Семашко собрались фармацевты и провизоры города и области. Основная тема Дня фармацевта в рамках Недели - осмысление роли аптечных работников в деле сохранения здоровья населения России.

А началась работа Дня фармацевте с поздравлений. Начальник областного фармацевтического управления С. В. Кононова поздравила победителей Всероссийского конкурса, проходившего в Москве в рамках выставки "Аптека-2000", - наших землячек. Третье призовое место в номинации "Лучший по профессии" завоевала провизор ЦРА N 23 г. Богородска (заведующая В. Н. Фумина) Н. Н. Кукушкина, отвоевавшая его у 17 претендентов. Более 50 коллективов аптек соревновались за звание "Лучшая аптека-2000", и пятое почетное место заняла ЦРА N 32 г. Арзамасса (заведующая Г. Л. Поповаа). Победителям от имени всех фармацевтических работников города и области были вручены букеты цветов и памятные сувениры.

Несмотря на обилие статистических цифр, диаграмм и таблиц, доклад С. В. КОНОНОВОЙ "Роль фармацевтической службы в сохранении здоровья населения", скорее, напоминал философское и очень остроумное эссе на эту тему. На взгляд собравшихся здесь заведующих аптек и юных четверокурсников медицинского колледжа Министерства здравоохранения России, профессия фармацевта, в том виде, в котором она предстала в докладе, засверкала новыми гранями, несомненно, повысила социальный статус фармацевта.

Во многом помогло возникновению этого нового аспекта видения профессии приведенные данные анкетирования населения по вопросам помощи населению в охраен здоровья. Приведем два очень интересных и важных момента. На вопрос "где легче получить медицинскую помощь" 62% опрашиваемых ответили "в аптеке". Также безусловно ведущую роль аптек отвели анкетируемые в вопросах профилактики заболевания. И это естественно. 93% клиентов аптек приобретают лекарственные препараты без рецепта врача. И к кому, как не к фармацевту, в частности, работнику 1-го стола, обращаться за советом.

В условиях, когда здравоохранение финансируется все меньше, растет объем оказываемых платных медицинских услуг (а в Нижегородской области в 1999 году он вырос в 1,5 раза по сравнению с 1998 годом), в полтора раза подорожали лекарственные средства, возросло потребление ЛС за счет личных средств населения, возрастает, соответственно, и роль фармацевта как надежного и компетентного проводника в мире лекарств и соответственно здоровья. И здесь С. В. Кононова выделяет три основных направления в работе. Первое направление, как обозначила его докладчик, проходит под эгидой слов Чехова: "Человек любит поговорить о болезни, а ведь это самое неинтересное, что есть в жизни". Этот психологический момент крайне важен. Фармацевт должен достаточно тонко суметь переключить внимание пациента от упоительного обсуждения своих многочисленных болезней и сосредоточить его внимание на том, за чем же он пришел в аптеку. Нужно помнить, что вся наша жизнь это путь "от здоровья к здоровью", т.е. от относительно сбалансированного состояния через предболезнь-болезнь-выздоровление - к гармонии души и тела. Помочь обрести веру в выздоровление, в то, что то или иное лекарство поможет - не значит, что фармацевт должен принимать на себя функцию психоаналитика. Тем не менее, "переключение" пациента со своих вселенских бед на конкретную задачу - выздоровление - работник 1-го стола должен провести тактично и умно, чтобы не обидеть человека, не потерять клиента.

Второй аспект деятельности фармацевта проходит под образным девизом "Кладбища богатеют, когда беднеют больницы". Тому есть немало примеров. По идее этот лозунг должен бы висеть во всех кабинетах чиновников, которые отвечают за финансирование здравоохранения. Сегодня проводится работа в самых разных направлениях, в частности - попытка создания формулярных списков лекарственных средств. Но формулярный список - не догма, работа с ним может идти десятилетия, как, например, в такой благополучной стране, как Великобритания. Честнее бы было сказать, что правительство может делать для населения в плане обеспечения ЛС, а чего не может. Нижегородский рынок насыщен 4200 наименованиями, из них 1200 - препараты профилактические. По структуре "популярности" безрецептурных лекарственных средств схема выглядит следующим образом: 66% составляют препараты от головной боли, 60% - витамины, 47% - для снижения температуры, 45% - перевязочные материалы, 41% - препараты для снятия других болей, 38% - лекарственные травы, 28% - для желудочно-кишечного тракта, 19% - косметика, 13% - БАД, 9% - тонизирующие средства. Настораживает тот факт, что большим спросом пользуются именно обезболивающие средства. Известно, что эти средства могут "скрадывать" и затенять течение довольно грозных заболеваний, которые с течением времени могут обрести хронический характер. Как бы не убеждали фармацевты обратиться с той или иной симптоматикой к врачу, в большинстве случаев это не дает никакого эффекта. К сожалению, население черпает информацию из рекламы TV (54%), а там чаще всего рекламируют именно обезболивающие препараты. Таким образом, подчеркнула С. В. Кононова, вновь достаточно остро встает вопрос о том, чтобы в аптеках вел первичный прием врач-консультант. Кстати говоря, в опросных анкетах 30% населения хотели бы, чтобы в дополнительных услугах аптеки была возможность посоветоваться с врачом. Данные же этого анкетирования просто руководство к действию по развитию аптечной службы. Так, 68% опрашиваемых хотели бы измерить артериальное давление, 33% - получить индивидуальную консультацию социолога или психолога, столько же - консультацию фитотерапевта, 32% - измерить вес. Фармацевту, по мнению С. В. Кононовой, необходимо помнить и еще одну истину: "Самое главное побочное действие лекарств - это разорение". Действительно, препараты нынче недешевы. Конечно, пациент имеет право выбора, каким именно препаратом ему лечиться - дорогостоящим оригинальным или более дешевым дженериком, или еще более дешевым аналогом. Фармацевт очень хорошо должен себе представлять разницу между этими тремя группами, владеть основами фармакоэкономики и предоставлять полную и обоснованную информацию по этому поводу пациенту (речь идет, разумеется, о безрецептурных лекарствах, рецептурные остаются на совести врача). Не всегда дешевые препараты - плохие, и не всегда дорогостоящие - не экономны в лечении.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая


Напигите нам письмо Наверх