За последние несколько лет розничный сектор фармрынка России претерпел существенные изменения. Тенденции и перспективы его развития оценивает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Татьяна Валерьевна БАБИНА.
РОЗНИЧНЫЙ БУМ В РОССИИ
Какими же общими моментами можно охарактеризовать современный этап развития российской розницы? Сейчас ретейл переживает настоящий бум. Повысилась инвестиционная привлекательность этого сектора: мы видим серьезные вложения в этот бизнес не только со стороны российских крупных холдингов и банковских структур, но и со стороны зарубежных игроков - мировые гиганты адаптируют свои бизнес-модели в России (METRO, "Ашан", IKEA, ОBI и др.). При высоком уровне потребительского спроса стремительно растет розничный товарооборот, который, по некоторым оценкам, составил в прошлом году около 4,5 трлн руб. По оценкам экспертов, в структуре розничного товарооборота сети занимают около 35%, причем уже сейчас очевидно, что доля их будет расти. Необходимо отметить, что активно развивается именно сетевой формат розничных продаж; сетевые компании присутствуют сейчас практически во всех отраслях. Идет консолидация и интеграция. На фоне ожиданий, связанных с приходом общепризнанных зарубежных лидеров, российские операторы активно осваивают региональные рынки, создавая национальные сети. Появляются новые современные форматы продаж - гипермаркеты, торговые центры (ориентированные на еженедельные крупные закупки), магазины типа convenience (повседневного спроса, удобно расположенные), DIY и другие новейшие формы. Общеизвестно, что рынок продовольствия самый крупный: в прошлом году он составил 67,5 млрд долл. США - это 47% всей розницы. На долю лекарственных препаратов приходится всего 3,5 млрд долл. США, или 2% от всей розницы в целом. Другой достаточно перспективный сектор аптечной розницы - товары для здоровья и красоты (HB), что часто у нас определяют термином "парафармацевтика", занимает долю 4%, что соответствует объему продаж в 5,5 млрд долл. США. Сегодня достаточно трудно оценить, какой объем из этого приходится на аптечные продажи. Однако очевидно, что в связи с меняющейся структурой спроса аптечных продаж и все более выраженным желанием потребителей вести здоровый образ жизни товары для здоровья и красоты уже сейчас становятся важной составляющей аптечной розницы. Этот рынок развивается ускоренными темпами: если рынок розницы в целом по некоторым оценкам растет со скоростью около 15% в год, то рост рынка товаров для здоровья и красоты по некоторым своим категориям составляет 20-25% в год. Поэтому очевидно, что аптечная розница вообще и сетевые аптеки в особенности все больше будут претендовать на лидирующее положение в структуре продаж HB. Тем более, что квалифицированные аптечные работники обладают существенным преимуществом: в силу своей профессиональной подготовки они являются высококвалифицированными экспертами, которые могут давать грамотные консультации по парафармацевтической продукции. Безусловно, включение в аптечный ассортимент новых товарных категорий связано с ожиданиями и изменившейся структурой спроса покупателей аптек. Однако необходимо отметить, что также меняется и структура продаж лекарственных препаратов, все большую долю в ассортименте аптек занимают качественные, инновационные продукты.
На рынке товаров для красоты и здоровья присутствует только 7% сетевых игроков, на рынке ЛС - 17% (по данным UFG). По нашим данным, доля сетевых игроков составляет более 20%. Безусловно, в аптеках с открытой формой продаж категории товаров HB имеют существенный потенциал роста.
ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ СТАНЕТ КЛЮЧЕВЫМ
Какие факторы будут влиять на развитие розничного фармацевтического рынка? Прежде всего это активное развитие всей розницы в целом, привлечение дополнительных инвестиций, рост ВВП и доходов населения, постепенный переход от рынка дженериков к рынку инновационных продуктов, существенные изменения в льготном обеспечении населения и в страховой медицине.
Будет происходить укрупнение сетевых игроков за счет слияний и поглощений. Примером тому могут служить сети "Чудо-Доктор" и ICN; "Аптеки 36,6" и "Леко"; "Ригла", "Будь здоров" и другие. Предполагается существенное увеличение доли сетевых игроков в доходах отрасли. Можно предположить, что к 2008 г. 4-5 сетей будут контролировать 50-60% национального рынка, а в Москве, где конкуренция будет нарастать, на ту же долю рынка будут претендовать 3-4 сетевые компании. Произойдет активная интеграция дистрибьюторов в розничный рынок. Мы ожидаем появления новых форматов продаж на рынке, новых технологий и форм. Возможно, одним из ключевых форматов для аптек будет тип convenience, т.е удобно расположенный, ориентированный на ежедневные покупки магазин, имеющий соответствующий ассортимент. Покупатели станут избирательнее по отношению к торговым маркам и более требовательными в отношении качества услуг. Фактор интеграции станет одним из ключевых в развитии бизнес-процессов.
Один из возможных вариантов - создание некоммерческих партнерств. В этой связи мне хотелось бы подробнее остановиться на истории создания, планах и перспективах новой общественной организации - Российской ассоциации аптечных сетей. Ассоциация - пример некоммерческого партнерства нескольких ведущих аптечных сетей, созданного с целью защиты общих профессиональных интересов, координации деятельности и консолидации.
РААС была создана в августе 2003 г., и на сегодняшний день в ее состав входит 16 аптечных сетей и аналитическая компания ЦМИ "Фармэксперт". Совокупный товарооборот в 2003 г. составил 250 млн долл. США. Ассоциация объединяет около 750 аптечных учреждений. Участники РААС имеют доли от 10 до 40% рынка в тех городах, где они находятся.
Цели, которые ставит перед собой РААС. Содействие формированию прозрачного, конкурентоспособного фармацевтического рынка. Предотвращение появления контрафактной и фальсифицированной продукции - современная розница заинтересована в этом, как никакой другой сегмент рынка. Реализация программ социальной помощи населению; повышение профессионального уровня сотрудников аптечных сетей. И, наконец, поддержание имиджа российской аптеки как источника качественных лекарственных препаратов и товаров для красоты и здоровья.
РААС помимо активной общественной деятельности осуществляет ряд партнерских программ. В частности, с ведущими производителями ЛС мы реализуем программы, связанные с продвижением их препаратов на рынке. Ведь, как известно, сетевой формат аптек является оптимальным инструментом для компаний, продвигающих свою продукцию, а взаимодействие с РААС позволяет производителю получить значительный географический охват и реализовать свою программу наиболее эффективно. Кроме того, ассоциация сотрудничает с рядом обучающих фирм, осуществляя программы тренингов для персонала аптек; взаимодействует с ведущими банковскими структурами на предмет привлечения инвестиций.
СОЮЗ, НЕОБХОДИМЫЙ В РОЗНИЦЕ
Один из проектов РААС - "Объединенный аптечный дом" ("ОАД"). Это коммерческий проект, не имеющий аналогов на фармацевтическом рынке. Однако есть ряд примеров, когда продовольственные игроки или сетевые продавцы электроники и бытовой техники создают альянсы с целью уменьшения издержек, связанных с закупками продукции. "ОАД" - это информационный оператор и интегратор аптечных сетей, основная задача которого - добиться снижения себестоимости поставок за счет минимизации закупочной цены и максимально автоматизированного принятия решения о закупке. С помощью "ОАД" создано единое и прозрачное информационное пространство для всех участников товаропроводящей цепи, в котором представлена консолидированная потребность аптечных сетей. "ОАД" планирует работать как с производителями, так и с дистрибьюторами фармацевтического рынка: с первыми - вести контрактную деятельность, со вторыми - организовывать конкурсы на поставку ЛС в виде интернет-аукционов. Жесткие квалификационные требования, предъявляемые к поставщикам, централизованные закупки и прозрачность всей системы позволяют избежать попадания в аптечную сеть контрафактной и фальсифицированной продукции.
В заключение хотелось бы отметить следующее: Российская ассоциации аптечных сетей создана для тех компаний, которые реализуют эффективные бизнес-модели, инвестируют в инфраструктуру, персонал, технологии; внедряют лучшие международные стандарты и знают потребности миллионов российских покупателей. В этом они ничем не отличаются от своих розничных коллег в других отраслях.
"Фармацевтический вестник", N 23.
|