Точки соприкосновения |
В последнее время тема рынка БАД находится под пристальным вниманием экспертов фармрынка. И это неудивительно, поскольку рынок БАД активно развивается и приобретает все более цивилизованные формы. Интерес к нему со стороны традиционных производителей БАД и фармакомпаний, производящих ЛС, обуславливают актуальность темы размывания границ между лекарственными средствами и биологически активными добавками. Об этом рассуждала на заседании РАФМ аналитик ЦМИ "Фармэксперт" Баирма Гылыковна БАТОЕВА. Прежде всего хотелось бы отметить, что на сегодняшний день по отношению к БАД существуют два подхода. Первый, номинальный подход, декларируемый государством, рассматривает БАД как пищевой продукт, проходящий необходимые процедуры регистрации в соответствующих инстанциях (Госсанэпидслужба, Институт питания РАМН) и мало имеющий общего с ЛС по степени сертификации. Второй . со стороны потребителя, а также некоторых ответственных производителей, рассматривающих БАД действительно в какой-то степени в качестве ЛС как по степени фармакологического действия, так и по уровню технологического производства. (В данном случае мы не рассматриваем ситуацию, когда производители намеренно вводят потребителей в заблуждение по поводу лечебной эффективности БАД.) По-видимому, второй подход превалирует, вследствие чего мы можем наблюдать тенденцию перехода некоторых препаратов, традиционно считавшихся лекарственными средствами, в категорию биологически активных добавок. При этом производители, руководствуясь меньшими издержками по срокам и стоимости регистрации, рассчитывают на дополнительные каналы дистрибуции и большие рекламные возможности. К тому же не стоит отрицать того факта, что потребители зачастую не дифференцируют ЛС и БАД между собой, в особенности в сфере безрецептурных препаратов. Переходя к непосредственной теме обсуждения границ размывания между ЛС и БАД, стоит напомнить о некоторых общих показателях, характеризующих аптечный рынок БАД в целом. Преимущественным каналом реализации БАД являются аптечные учреждения (по данным ООО "Комкон-Фарма", не менее 60% потребителей предпочитают приобретать БАД именно в аптеках). Аптечный рынок БАД на российском фарм-рынке, по данным ЦМИ "Фармэксперт", оценивается приблизительно в 220 млн долл. в оптовых ценах, что составляет около 6-7% объема фармрынка. Количество продающихся в аптечном сегменте БАД без учета лекарственных форм и дозировок насчитывает порядка 2,5 тыс. наименований, которые выпускают около 400 производителей. Доля отечественных БАД на одноименном рынке в отличие от рынка ЛС весома и составляет 75 и 85% в стоимостном и количественном выражении соответственно. Анализируя сам факт смешения ЛС и БАД, можно сказать, что основными типами смешений являются следующие: по показаниям; по составу и показаниям. В свою очередь, последний тип можно подразделить на ЛС и БАД на основе растительного сырья, витаминно-минеральные комплексы а также на эубиотики и некоторые другие. Такое разделение достаточно условное, для каждого сегмента характерны свои особенности, тем не менее данная схема достаточно удобна для восприятия и последующего анализа. Одним из наиболее емких из рассматриваемых является сегмент препаратов на основе растительного сырья. Объем продаж таких препаратов (включая ЛС и БАД) составил в 2003 г. 220 млн долл. в оптовых ценах. В отличие от всего рынка БАД этот сегмент более сконцентрирован и насчитывает порядка 220 наименований, производимых 100 фармкомпаниями. Соотношение отечественных и зарубежных препаратов в стоимостном выражении составляет 50/50, тогда как в количественном . 85/15. Среди производителей отечественных препаратов присутствуют как фармацевтические фабрики, так и крупные отечественные компании-производители БАД ("Эвалар", "ВИЛАР", "Диод", "Леовит-Нутрио", "ФО им. Пастера" и т.д.). Первые 10 производителей обеспечивают 34% объема продаж анализируемых препаратов. В десятке лидеров представлены одна отечественная компания . "Эвалар", а также восточно-европейские и западные. На основе "Мониторинга розничных продаж ЛС и БАД", осуществляемого ЦМИ "Фармэксперт", был проведен контент-анализ препаратов по содержанию растительных компонентов. Наибольшее количество растительных препаратов, продающихся на фармрынке, содержит в своем составе такие растения, как черника, женьшень, гинкго билоба, расторопша, эхинацея, валериана, и т.д. Типы смешений ЛС и БАД I. По показаниям Пример: Виагра . Золотой конек, Ксеникал . Идеал. II. По составу и показаниям 1. На основе растительного сырья Пример: Танакан - Гинкго билоба ("Эвалар"). 2. Витаминно-минеральные комплексы Пример: Витрум Бьюти - Бьюти-табс. 3. Эубиотики Пример: Бифидумбактерин. Регистрация препарата в качестве БАД, несомненно, позволяет избежать высоких затрат на этот процесс, однако при этом есть и свои минусы, как то: недоступность врачей как целевой аудитории, ограниченный мерчандайзинг препарата в аптеках (в особенности в аптеках с открытой формой торговли). Тем не менее отечественным производителям легче и выгоднее зарегистрировать свой препарат как БАД, а не ЛС. Рассмотрим более детально ситуацию на примере препаратов, содержащих гинкго билоба, чернику и эхинацею. Наиболее распространенными препаратами, содержащими гинкго билоба, являются Танакан, Гинкго билоба ("Эвалар"), Билобил, Мемоплант. Все они позиционируются как ангиопротекторы и ноотропы. Объем продаж БАД вполне сопоставим с объемами продаж ЛС, более того, БАД занимают 2-е место в общей структуре продаж. Препаратов, содержащих в своем составе эхинацею, на фармрынке насчитывается не менее 7. Как правило, эти препараты присутствуют в жидкой лекарственной форме (настойки, растворы) или в таблетированной, обладают иммуномодулирующим действием. Не так давно на российском рынке появились препараты на основе черники, в настоящее время их насчитывается порядка 12 наименований. Производство таких препаратов является прерогативой отечественных производителей, хотя присутствуют и зарубежные препараты (Стрикс, Миртилене форте). Особенностью данного сегмента является то, что все они зарегистрированы в качестве БАД, за исключением препарата Миртикам, вследствие чего основная доля продаж приходится на БАД . Исходя из приведенных примеров, трудно оценивать ситуацию однозначно: в каком случае препарату сопутствует успех на рынке . когда он зарегистрирован как БАД или как ЛС. Тем не менее общие выводы сводятся к тому, что регистрация не является определяющим фактором успеха, более важны стратегия самого производителя и то, как он позиционирует свой препарат конечному потребителю. Таким образом, размывание границ между ЛС и БАД действительно существует и имеет тенденцию к повышению. На примере рынка растительных препаратов мы попытались провести анализ данной тематики и выявить основные причины ее возникновения. Тема размывания границ между ЛС и БАД обширна и подлежит дальнейшему обсуждению как со стороны самих фармкомпаний-производителей, так и представителей государственных структур. "Фармацевтический вестник", N26, 2004 г. |