В прошлом номере нашей газеты мы начали рассказ о "лизинге персонала", который сегодня помогает некоторым компаниям сократить издержки на персонале, стремясь при этом обеспечить этим фирмам максимально высокое качество работающих сотрудников. Речь шла о том, когда необходим временный персонал и кого может заинтересовать такая работа. Сегодня мы продолжаем развитие этой темы на страницах газеты "В аптеках города и области".
Напомним, что кадровая стратегия различных фирм в первую очередь связана со спецификой бизнеса. Одни компании инвестируют значительные суммы в развитие и обучение работников, стараясь свести к минимуму расходы на временно привлеченный персонал и используя его только для выполнения краткосрочных заданий. Другие предпочитают нанять временных работников и именно таким образом одновременно свести к минимуму и свои риски, и расходы.
РАЗНОВИДНОСТИ ВРЕМЕННОГО НАЙМА
Терминология в области рекрутинга временного персонала еще не устоялась. Каждая компания пользуется своими названиями. Расшифруем наиболее употребимые:
Staff leasing (лизинг) - схема, по которой агентство предоставляет находящихся в его штате сотрудников клиенту на относительно длительный срок: от трех месяцев и до нескольких лет. В основном это практикуется в тех случаях, когда услуги квалифицированного специалиста востребованы с определенной регулярностью.
Temporary staffing (подбор временного персонала) - cсобственно временный и сезонный персонал. Он используется в краткосрочных проектах или на работах, имеющих срок от одного дня до 2-3 мес. Здесь, как правило, речь идет о найме административного и обслуживающего персонала на время проведения выставок, конференций, маркетинговых исследований, промоушн-акций, на время болезни или отпуска штатных сотрудников. Кадровое агентство само подбирает работников, заключает с ними гражданско-правовые договоры и полностью несет за них ответственность.
Outstaffing (выведение персонала за штат). В этом случае агентство не подбирает сотрудников, а оформляет в свой штат уже существующий персонал компании-клиента. При этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои функции. Агентство становится формальным работодателем, неся при этом все обязательства: заключение трудовых контрактов с персоналом, ведение трудовых книжек, отчисления в установленные законодательством фонды, взимание подоходного налога, оформление отпусков и больничных листов, предоставление всех необходимых справок и т.п. Как правило, подобный способ избирается в том случае, когда компания по каким-либо причинам не может содержать сотрудников в штате.
Outsourcing (внешний источник). В этом случае компания передает какую-либо из своих функций внешней компании (подразделению другой компании). То есть клиент как бы покупает у фирмы услугу, а не труд конкретных работников. Как правило, на аутсорсинг переводят работы, необходимые для поддержания жизнеобеспечения компании, но не являющиеся профильными для нее. Это может быть обслуживание компьютерных сетей, логистика, маркетинговые исследования или даже уборка помещений.
Главное отличие аутсорсинга от приобретения разовой услуги во внешней компании состоит в том, что сотрудник, командированный к вам подобной фирмой, будет работать у вас долгосрочно. Главной целью его работы будет решение ваших ежедневных проблем, а не выполнение буквы договора, как это часто происходит при приобретении услуги во внешней фирме. Фактически заключаемый на эту услугу договор не оговаривает конкретный объем и содержание выполняемых работ. В нем указывается лишь круг проблем, решение которых фирма-заказчик передает фирме-поставщику этих услуг.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ВРЕМЕННОГО ПЕРСОНАЛА
Специализированное агентство, выходящее на рынок труда с предложением услуг "лизинга" персонала, уже имеет в своем штате определенное число наиболее востребованных специалистов или, по крайней мере, базу данных по работникам, готовым на временную работу.
Отечественные агентства, как правило, изучают рынок и вводят в свой штат специалистов в соответствии с конкретным заказом. Западные агентства склонны создавать постоянный штат "лизингового" персонала независимо от того, есть ли конкретный заказ в настоящий момент.
Отбор подобных сотрудников проводится по особой схеме: тестирование профессиональных качеств кандидатов; проведение в обязательном порядке проверки его благонадежности, так как причина столь скрупулезного отношения агентства к репутации потенциальных сотрудников объясняется тем, что временный персонал передается в аренду различным организациям и в ходе своей работы может получить доступ к конфиденциальной информации; проверка "психологического профиля". Эксперты агентства обязаны удостовериться, что кандидат психологически готов к временной работе и что она соответствует его карьерным ожиданиям.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Когда соискатель становится сотрудником агентства, его в обязательном порядке знакомят с порядком и этикой выполнения "лизинговых" контрактов. Работнику расскажут, какие распоряжения временного руководства он должен выполнять беспрекословно, а от каких может уклониться. В каждом конкретном случае детально обсуждаются формы, объемы и сроки контракта.
Не менее тщательно регулируются и отношения агентства и компании. Первый шаг на этом пути - описание проблемы, которую клиент планирует решить с помощью методов "лизинга" персонала. Проанализировав проблему, консультант агентства порекомендует заказчику одну из существующих схем работы с временным персоналом.
В договоре обязательно фиксируются следующие моменты: существенные условия договора; оклад нанимаемого специалиста; гонорар агентства; объем, сроки и критерии оценки работ, на выполнение которых приглашается специалист.
Заказчик гарантирует оплату счетов агентства в полном объеме в установленный срок и предоставление приглашенному специалисту оговоренных условий работы.
Агентство со своей стороны гарантирует конфиденциальность всей информации, к которой будет допущен предоставляемый работник, а также качество выполняемых работ. Агентство обязано предоставить замену в случае болезни или невыхода на работу нанятого сотрудника.
Договор подкрепляется заключением трехстороннего соглашения между компанией-заказчиком, агентством и привлекаемым работником.
Со своей стороны агентство заключает с лизинговым специалистом постоянный или временный трудовой договор, на основании которого откомандировывает сотрудника к заказчику для выполнения работ. Все проблемы и конфликты, возникшие у заказчика и специалиста, разрешаются между заказчиком и агентством.
Для каждой группы профессий существует своя степень риска. Под такие группы разработаны определенные коэффициенты. Принимая во внимание возможные страховые риски, самый высокий коэффициент по отношению к месячной оплате труда используется при подборе низкоквалифицированного персонала, так как это самая рисковая категория. Ответственность за них несет компания по подбору персонала. К офисному персоналу (координатор по маркетингу, менеджер по логистике, системный администратор, бухгалтер и т.п.) применяются более низкие коэффициенты.
Оплата работы временных специалистов "рядовых" специальностей составляет 3/4 от оклада штатных сотрудников данной компании. Работа высококвалифицированных специалистов обычно оплачивается исходя из 1,5-2 окладов штатных сотрудников.
Первыми на российский рынок с предложением услуг "лизинга" персонала вышли западные компании, такие как Kelly Services и "Анкор". В настоящее время подобные услуги предоставляют многие российские агентства.
Услуги временного персонала обходятся компании-заказчику от $5 в час и выше в зависимости от квалификации сотрудника и требований компании. Стоимость услуг агентства исчисляется исходя из 5% за час работы нанимаемого специалиста. В среднем это составляет 20-30% от годового заработка данного работника. Стоимость услуг зависит и от того, какой персонал заказывает клиент.
Подготовила Наталия ПИГОЛИНА
(В статье использованы материалы сайта www.bkg.ru)
|