Аптека для всех и для конкретного человека. |
В Самарской области создана четкая система снабжения больных льготными лекарствами С будущего года, когда двенадцать миллионов россиян сами будут выбирать, как им лечиться: или по-прежнему получать льготные лекарства, или самим приобретать их за счет замены льгот денежной компенсацией, - четкость снабжения людей такими медикаментами приобретает особое значение. Во многих регионах страны систему такого снабжения еще только предстоит налаживать и выстраивать. А в Самарской области, по инициативе губернатора Константина Титова, такой механизм разработан и действует уже несколько лет. - Самарская область - один из передовиков в этом направлении, - подчеркнул министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаил Зурабов, выступая в минувшее воскресенье на совещании с главными врачами лечебных учреждений этого региона. - И поэтому ее опыт требует широкого распространения по всей стране. Министр также подчеркнул, что Самарская область является одним из передовых регионов во всех вопросах, касающихся социальной политики. И отметил, что успех дела во многом зависит от того, каков руководитель региона. В чем же заключается этот опыт, высоко оцененный российским министром? Об этом рассказывает министр здравоохранения правительства Самарской области Галина Гусарова. - Несколько лет назад, - говорит Галина Ивановна, - мы провели тендер на поставку льготных лекарств в лечебные учреждения региона, который выиграла фирма "Фармбокс". После этого Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и лечебно-профилактические учреждения области заключили с "Фармбоксом" соответствующие договоры. И теперь ТФОМС, зная точное число льготников по каждому ЛПУ, финансирует расходы фармацевтов сначала сорокапроцентным авансом, а потом и шестидесятипроцентным окончательным расчетом. Это позволило в первую очередь полностью ликвидировать нецелевое использование средств, которое раньше иногда доходило до семидесяти миллионов рублей. Деньги были истрачены полностью, но нужных медикаментов хватало не всем льготникам. Такая централизация снабжения позволила не только сэкономить и обеспечить полную прозрачность расходования средств, но и создать надежную систему проверки поступающих медикаментов, что предотвращает поступление в аптеки фальсификатов. К примеру, это позволило только в прошлом году выявить 36 наименований поддельных лекарственных средств 94 серий. Кроме того, в регионе сейчас создана единая информационно-справочная сеть, которая обеспечивает персонифицированный учет как всех самих льготников, так и точного количества медикаментов, которые им назначаются и отпускаются. Эта сеть также обеспечивает и персонифицированный учет финансовых средств, израсходованных на лекарственное обеспечение. Лечебные учреждения составляют заявки на медикаменты с учетом предусмотренных на эти цели финансовых средств. Ведущей фигурой в формировании заявки является лечащий врач, у которого есть право выписывать своим пациентам любое лекарство, в том числе и не входящее в перечень льготных. Но только при условии согласования с клинико-экспертной комиссией и при том, что стоимость этого лекарства войдет в месячный план финансирования льготных лекарств. Таким образом, потребность в медикаментах оценивается в момент подачи заявки, еще до их покупки. Все рецепты, поступившие в пункты выдачи лекарств, подвергаются машинной обработке. Это позволяет четко отслеживать количество лекарств, выписанных каждым врачом конкретному больному, что максимально способствует их рациональному использованию и контролю за эффективностью лечения. К примеру, при практически одинаковой стоимости затрат на одного пациента, страдающего бронхиальной астмой, в Нефтегорской центральной районной больнице и самарской поликлинике N 15 - 4200 и 4000 рублей - врачи этих двух лечебных учреждений использовали разные лекарства и разные методы лечения. А эффективность их работы отличалась на порядок. В Нефтегорске из 100 таких больных приходится госпитализировать 40 человек, а в Самаре, даже при несколько меньших затратах, только четверых, то есть, в десять раз меньше. В эту ситуацию пришлось немедленно вмешаться специалистам областного Минздрава, и она была исправлена. Такой постоянный контроль за эффективностью использования тех или иных лекарственных препаратов позволяет реально влиять на адекватность применяемого лечения, внедрять наиболее эффективные как в клиническом, так и в экономическом отношении лекарства. К примеру, максимально использовать дешевые и качественные дженерики (вместо кавинтона - винпоцетин), отказываться от препаратов с еще недоказанной эффективностью (церебролизин), внедрять в лечебный процесс пролонгированные формы лекарств, которые эффективны даже при однократном приеме вместо трех традиционных раз. Подводя итоги своему рассказу, Галина Гусарова подчеркнула, что новая система снабжения льготными лекарствами помимо всех своих достоинств позволила резко сократить число жалоб. В прошлом году от всех почти семисот тысяч областных льготников их поступило всего 75, и только две из них частично подтвердились. Словом, самарская система надежна и выгодна. Как для органов здравоохранения области в целом, так и для каждого отдельно взятого льготного пациента. Андрей Дмитриев, Самара Опубликовано в "Российской газете" 21 июля 2004 г. |