Ресурсы здравоохранения: оптимизация использования |
Проблема оптимизации использования ресурсов здравоохранения приобретает все большую актуальность и общественную значимость. Действительно, то, что на охрану здоровья средств не хватает, известно всем. Но сегодня и власти, и население интересует, с каким КПД используются имеющиеся средства. За последние месяцы губернатор Нижегородской области дважды поднимал этот вопрос на совещаниях с главами администраций муниципальных образований. Вопросу повышения эффективности использования средств уделено внимание и в постановлении Правительства, утверждающем Программу государственных гарантий на 2003 год. Проанализируем теоретические и практические аспекты указанной проблемы с акцентом на вопросы реструктуризации видов медицинской помощи как одного из основных организационных и экономических направлений в происходящем реформировании отечественного здравоохранения. Реформа необходима Необходимость реформирования российского здравоохранения стала очевидной уже в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века. Одной из предпосылок являлось то, что из-за усиления административно-командных методов и бюрократизации управления были допущены серьезные ошибки в определении направлений развития отрасли и к диспропорциональному развитию отраслевых служб:
Эти проблемы не замалчивались. Так, еще в 1990 году на коллегии Минздрава СССР было отмечено, что кризисное состояние здравоохранения во многом связано с несовершенством действующей системы финансирования, повлекшей за собой снижение ответственности как учреждений здравоохранения, так и врачей за качество оказываемой помощи, а также заинтересованности населения в здоровом образе жизни. Сейчас эти положения можно встретить в различных основополагающих нормативно-правовых документах по охране здоровья населения. В контексте обсуждаемого вопроса мы остановимся только на одной проблеме - на низкой эффективности использования ресурсов здравоохранения, внешним проявлением чего является недостаток финансовых средств в отрасли, невозможность обеспечить в полной мере бесплатность для населения медицинской помощи. Известный отечественный экономист С.В. Шишкин делает вывод о том, что по сравнению с дореформенным периодом реальное финансирование бесплатной медицинской помощи в России (в силу всех выявленных обстоятельств) уменьшилось на 76%! Проблемы несоответствия между потребностью в медицинской помощи и ресурсами здравоохранения существуют во всех странах. Поэтому очевидным является то, что в отрасли, которая у нас, к сожалению, представляет собой не систему охраны здоровья, а систему оказания медицинской помощи, необходимо, тем не менее, оценивать не только эффективность диагностики и лечения, но и учитывать финансовые затраты, которые общество может себе позволить на оказание реальной помощи возможно большему числу людей. Кстати, если проанализировать динамику расходов на здравоохранение в федеральном бюджете, то она очень незначительна, равно как и в бюджетах субъектов РФ. И ожидать существенного увеличения нельзя. Более того, позиция федерального Правительства небезосновательна. Вот только одно экспертное заключение (сайт Кремль. орг., 28.03.2003) - "На самом деле в здравоохранении огромное количество ресурсов, которые непонятно где, непонятно как расходуются". Анализ размера подушевого норматива финансирования здравоохранения в Нижегородской области, ПФО и РФ показывает, что уровень финансирования здравоохранения Нижегородской области ниже, чем в среднем по России и по ПФО. Обращает внимание и то, что в финансировании здравоохранения как в целом по России, так и в Нижегородской области превалируют средства ОМС. |
Страницы |
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая |