Политика Министерства здравоохранения Российской Федерации на современном этапе в вопросе формирования государственно-общественной системы управления здравоохранением

В решении II съезда Российского медицинского союза от 19 марта 2003 года отмечается, что "... динамика важнейших показателей здоровья населения свидетельствует о полной или почти полной исчерпанности резервов административного ресурса сохранения и управления здоровьем населения. Вовлечение самого населения в процессы оздоровления и формирования потребности в здоровом образе жизни, в процессы первичной профилактики заболеваний, невозможно без активного участия общественных медицинских организаций и общественного компонента управления профессиональной медицинской деятельностью...".

На основе анализа состояния здоровья россиян Минздравом РФ сегодня определены стратегические направления развития здравоохранения России, предусматривающие:

  1. Формирование единого правового пространства системы здравоохранения;
  2. Разработку и внедрение стандартизованных технологий оказания медицинской помощи;
  3. Разработку и внедрение эффективной системы первичной медицинской помощи;
  4. Научное обеспечение преобразований в здравоохранении;
  5. Совершенствование кадрового обеспечения отрасли;
  6. Развитие сотрудничества с профессиональными объединениями и ассоциациями;
  7. Развитие сестринского дела - важнейшего ресурса повышения эффективности медицинской помощи. За последнее время в этом направлении обозначились существенные сдвиги, в первую очередь, в самом Минздраве, где даже была введена должность заместителя директора департамента по сестринскому делу. В медицинских вузах появилось много факультетов по подготовке медицинских сестер с высшим образованием, в т.ч. в нашей медицинской академии;
  8. Разработку проблем экономики здравоохранения и оптимизация финансирования отрасли;
  9. Совершенствование управления отраслью на федеральном и территориальном уровнях.

Во многом определяющим перспективу развития отрасли является вопрос финансирования. Сегодня для всех очевидно, что финансовые ресурсы, выделяемые Минздраву России, не соответствуют потребностям отрасли, а определяются лишь экономическими возможностями страны. Тем не менее, имеющиеся средства нужно расходовать рационально. Для эффективного использования этих финансовых средств необходимо:

  1. Финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи на основе государственного заказа;
  2. Внесение корректив в законодательную базу о бесплатном медицинском обслуживании населения. В противном случае право граждан на бесплатную медицинскую помощь останется декларативным. При этом следует активно развивать систему оплаты медицинских услуг, выходящих за рамки Программы государственных гарантий;
  3. Введение единой системы ценообразования в рамках Программы государственных гарантий. Пока в каждой территории на этот счет существуют свои порядки;
  4. Обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Охрана здоровья не должна ограничиваться диагностикой и лечением болезней или внедрением новых медицинских технологий. Необходимо осуществлять социально-гигиенический мониторинг и на этой основе создавать региональные оздоровительные программы. В этой связи совместными усилиями мы должны разработать новые подходы к диспансеризации населения. Здесь большое поле деятельности как для официальных органов системы здравоохранения, так и для профессиональных ассоциаций - в регионах и округах. Попытка проведения всеобщей диспансеризации населения была предпринята еще в доперестроечное время, но она ничем не кончилась. Для того, чтобы достичь желаемых результатов, следует объединить усилия центра и территорий при соответствующей финансовой поддержке столь широкомасштабного мероприятия со стороны государства и муниципальных властей.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | Следующая