Лекарственное обеспечение детей: проблемы и перспективы

Окончание. Начало в N 16

С большим интересом участники совещания заслушали аналитический обзор показателей фармацевтического рынка РФ в 2002 году, с которым выступила С. Готовац, генеральный директор группы компаний "Ремедиум". В своем докладе она представила некоторые общие характеристики российского фармацевтического рынка, а также тенденции аптечных продаж безрецептурных ЛС. Данные, послужившие основой сообщения, были получены специалистами компании RMBC в результате анализа показателей рыночных продаж. Они поступили из более чем 700 лечебных и более 3000 аптечных учреждений.

Свое выступление С. Готовац начала с цифр, характеризующих рост розничных цен, который произошел после введения новых правил сертификации. В разных регионах РФ с декабря 2002 года по февраль 2003 года он составил от 0,4% до 10%. Что касается Нижегородской области, то она вошла в разряд тех регионов, где рост цен составил около 10%.

Общий объем фармацевтического рынка (ФР) РФ в 2002 году вырос на 6%, что соответствует мировым показателям (рост мирового рынка произошел на 7%). Эти цифры говорят о том, что российский ФР растет быстрее, чем величина валового продукта на душу населения.

Структура ФР:

  • 60% ЛС приобретено за счет средств населения и 40% на условиях государственного финансирования;
  • продажи безрецептурных средств составили 30% от общего объема рынка;
  • доля оригинальных препаратов составляет 20%, а дженериков - 80%.

Через аптечные учреждения производилось до 80% объема продаж на ФР.

В 2002 году потребление ЛС на душу населения укладывалось в России в сумму около 16 долларов. При этом в Москве оно в 2,5 раза больше, чем в среднем по РФ.

Российский рейтинг производителей препаратов аптечного ассортимента в течение последних лет остается стабильным. Первые места в нем занимают фирмы "Авентис", "Гедеон Рихтер", "КRКА". Их общая доля в совокупном объеме продаж составляет 10%, а доля производителей, входящих в первую двадцатку, достигает 40%. Эти цифры говорят о большой степени концентрации, т.к. всего в РФ насчитывается более 600 производителей.

В структуре продаж по торговым маркам первые места занимают Но-шпа, Эссенциале, Кавинтон, Энап, настойка боярышника, Виагра и т.д. В общем объеме продаж на долю первых 10 препаратов приходится около 8%, а на долю первых 20 препаратов - до 20%.

Если проводить рейтинг продаж в денежном выражении, то на первом месте в Нижегородской области находится настойка боярышника, а далее - энап, но-шпа, кавинтон, эссенциале и т.д.

Представляя анализ рынка безрецептурных лекарственных препаратов, С. Готовац подчеркнула, что общий его объем в ценах конечного потребления достиг 800 млн долларов. Лидерами среди производителей здесь являются фирмы Западной Европы, США, Канады. Их общий вклад в этот сегмент составляет 58%. На долю производителей из стран бывшего СССР приходится 20%, а из стран Восточной Европы - 16%. Если рассматривать рейтинг фирм-производителей, то доля первой двадцатки крупнейших компаний составляет почти 60% объема безрецептурного рынка. Структура аптечных продаж по торговым наименованиям остается стабильной.

Подводя итог, С. Готовац обратила внимание на то, что за последние несколько лет рейтинг ведущих позиций ФР не изменился. Специалисты считают, что в ближайшем будущем изменения могут произойти за счет увеличения концентрации на ФР, т.е. за счет процессов слияния и поглощения. Введение НДС привело к росту цен на лекарства, но не оказало существенного влияния на объем и структуру ФР. Ведущими марками являются активно продвигаемые безрецептурные препараты и препараты, входящие в перечень ЖНВЛС. Это доказывает, что проблема льготного лекарственного обеспечения оказывает значительное влияние на ФР в целом. Аналитики предполагают, что в ближайшие несколько лет средний годовой прирост всего ФР составит около 10%.

Кроме представленных докладов в рамках программы совещания прошел обучающий семинар по теме "Маркетинг и реклама в аптеке", который провела директор по маркетингу фармацевтической группы "РОСТА" М. Коломиец. Все участники семинара получили сертификаты.

Л. Пономарева

Страницы
Предыдущая | 1 | Следующая