Анализ эффективности программно-целевого планирования и финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования

Ресурсы здравоохранения в любом обществе всегда ограничены, поэтому вопросы их более эффективного использования являются ключевыми. В настоящее время в Российской Федерации имеет место ситуация, когда государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества обеспечены финансовыми ресурсами не более чем наполовину.

Дефицит финансовых и иных ресурсов в ближайшее время преодолеть не удастся. В этих условиях возрастает роль методов финансового планирования в здравоохранении как процедуры приведения уровня потребления населением ресурсов здравоохранения в соответствие с имеющимися ограниченными экономическими возможностями.

Чрезвычайно важно найти тот показатель (показатели), который достоверно характеризовал бы результативность и эффективность деятельности здравоохранения в зависимости от уровня финансирования отрасли. О не решающей и даже низкой роли здравоохранения в обусловленности общественного здоровья много писал и пишет Ю. П. Лисицын, с выводами которого нельзя не согласиться. Анализируя демографические процессы в современном обществе, он обоснованно утверждает, что "медики могут в большой мере влиять на сокращение смертности, чем на другие показатели" (Ю. П. Лисицын, 2001). Мы добавим, что еще более зависимыми от деятельности здравоохранения являются показатели младенческой и перинатальной смертности.

Исследуя корреляцию основных показателей здоровья населения с такими факторами, как финансирование здравоохранения, кадровые ресурсы отрасли, некоторые характеристики "здорового образа жизни", в том числе состояние экологии, а также уровень материального благосостояния населения, мы обнаружили, что с фактором финансирования здравоохранения (доля здравоохранения в ВВП - валовом внутреннем продукте) коррелировали только некоторые показатели, такие, например, как вакцинация населения и смертность от инфекционных заболеваний. Что касается таких показателей, как рождаемость, смертность, заболеваемость, то, как показал анализ, они достоверно (коэффициент корреляции выше 0,8) зависят больше от уровня материального благосостояния населения, которое определялось как доля населения, находящегося по доходам за чертой бедности.

Тем не менее, проблема финансирования здравоохранения и связанных с этим возможностей отрасли по обеспечению доступности и должного качества медицинской помощи остается одной из самых актуальных. И речь при этом должна идти не только и не столько о необходимости увеличения финансирования, сколько об эффективном использовании направляемых в отрасль ресурсов, о комплексном подходе к решению задач охраны здоровья населения с привлечением и использованием возможностей и резервов всего общества, всего государства. Однако следует признать, что в сложившихся условиях повсеместного бюджетного дефицита надежды на привлечение финансовых и иных ресурсных возможностей других сфер, даже социальных, весьма призрачны.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения существуют исключительно за счет планируемых в бюджетах всех уровней расходов на здравоохранение и средств обязательного медицинского страхования. Правильное сочетание этих источников, использование наиболее эффективных, оптимальных механизмов доведения этих средств в медицинские учреждения являются одними из важнейших задач организаторов здравоохранения.

В среднем по Российской Федерации в общих расходах на здравоохранение бюджетные средства составляют превалирующую долю - 60% и более. Использование этих средств осуществляется по порочному (что признается всеми) бюджетно-сметному принципу. Вдвойне порочно то, что механизмы использования средств из двух основных источников (бюджет и ОМС) различны. При всей очевидности большей эффективности и целесообразности страхового принципа расходования средств на оплату медицинской помощи продолжает сохраняться и бюджетно-сметный принцип. В то же время очевидно и то, что при недостатке средств в любой отрасли в любой сфере деятельности необходима консолидация средств, использование их в направлении "главного удара", для решения наиболее значимых в тактическом и стратегическом плане задач. Реализация этих принципов возможна, на наш взгляд, посредством расширения программно-целевого способа планирования и финансирования здравоохранения.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая