Насущная потребность решения задач государственного масштаба по обеспечению санитарно-гигиенического благополучия населения страны по сохранению здоровья человека и природы возникла в связи с процессами интенсивного загрязнения окружающей среды. Для проведения постоянного медико-экологического, социально-гигиенического мониторинга необходимо иметь высококвалифицированные кадры, которые могли бы проводить многокомпонентный анализ объектов окружающей среды и внутренней среды человека, собирать, обрабатывать и анализировать полученную информацию, давать прогноз на будущее. В 1992 году в Нижегородском медицинском колледже Минздрава России был проведен первый набор студентов на отделение "Лабораторная диагностика". Этому событию предшествовала огромная подготовительная работа по созданию принципиально нового подхода к подготовке медицинских лабораторных техников. У истоков уникальной в нашей стране специальности стоит директор колледжа, заслуженный учитель России Надежда Андреевна Пигалова, энергичный, смотрящий в XXI век руководитель. Опережая время, Надежда Андреевна оценила перспективу подготовки специалистов среднего звена, способных решать многофункциональные проблемы диагностики качества окружающей среды и здоровья человека. Идея была поддержана на самом высоком уровне: Министерством здравоохранения России, Федеральным центром госсанэпиднадзора России, а также санитарной и экологической службами Нижегородской области, НИИ гигиены и профталотогии. Был создана группа высококвалифицированных, энергичных, работоспособных энтузиастов, в которую вошли преподаватели колледжа, профессора Медицинской академии и вузов города. Совместными усилиями в короткий срок было создано все необходимое для успешного решения поставленных задач:
l разработан пакет документов, в который вошли государственный стандарт двухуровневой подготовки медицинского лабораторного техника-эколога и медицинского технолога-эколога, созданы учебные программы более чем по 30 дисциплинам. Многие из них являются уникальными, т.к. в системе здравоохранения ни таких специальностей, ни таких предметов не было (например, биоиндикация промышленных загрязнений, экологическая токсикология, экологообусловленные заболевания и организация оздоровительно-реабилитационных мероприятий и т.п.). Каждый третий преподаватель отделения - автор того или иного учебного пособия. Среди разработчиков этого пакета документов Надежда Андреевна Пигалова, заслуженный учитель Российской Федерации, директор Нижегородского медицинского колледжа Минздрава России, Ирина Алексеевна Пегова, зам. директора по учебно-методической работе Нижегородского медицинского колледжа, Олег Михайлович Гречканев, к.б.н., зам. директора по научной работе Нижегородского медицинского колледжа, преподаватель экологии; Наталья Васильевна Мягкова, зам. директора по практическому обучению Нижегородского медицинского колледжа, преподаватель общей гигиены; В. В. Шкарин, член-корреспондент РАМН, профессор, ректор Нижегородской государственной медицинской академии, Нина Александровна Матвеева, профессор, д.м.н., зав. кафедрой общей гигиены Нижегородской государственной медицинской академии; В. А. Никифоров, д.м.н., профессор, Юрий Петрович Тихомиров, профессор, д.м.н. директор Нижегородского НИИ гигиены и профпатологии; Нифодий Александрович Тартыгин, профессор, к.м.н., зав. кафедрой гигиены; Алексей Александрович Балавин, к.м.н., зам. главного санитарного врача Нижегородской области; Мария Петровна Грачева, к.м.н. доцент кафедры общей гигиены с экологией Нижегородской государственной медицинской академии; Анна Васильевна Дружинина, ведущий специалист отдела подготовки кадров Управления учебных и научно-исследовательских учреждений; Людмила Григорьевна Подунова, первый заместитель главного врача РИАЦ; Евгений Николаевич Беляев, зам. главного врача Федерального центра госсанэпиднадзора; Ольга Юрьевна Лютова, зам. директора по учебной работе Нижегородского базового медицинского колледжа; Лариса Александровна Вулах, преподаватель аналитической химии Нижегородского медицинского колледжа; Валентина Васильевна Зеленова, заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель химических дисциплин; Любовь Васильевна Гаврилова, преподаватель неорганической химии Нижегородского медицинского колледжа; Тамара Павловна Царева, преподаватель биохимии Нижегородского медицинского колледжа; Александр Владимирович Бояркин, руководитель испытательного лабораторного центра Нижегородского медицинского колледжа, преподаватель химико-экологических дисциплин; Надежда Львовна Максимова, к.б.н, преподаватель биоиндикации Нижегородского медицинского колледжа и др.
|