Здоровый образ жизни в Древней Греции |
Образу жизни в Древней Греции придавалось очень большое значение. Наряду с обязательным обучением грамоте и музыке греки уделяли большое внимание физическому воспитанию, закаливанию и личной гигиене. Представления древних греков о здоровом образе жизни нашли отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства. Культ физической силы, выносливости, ловкости и красоты человеческого тела воспет в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера (середина IX в. до н.э.). В поэме Гесиода "Труды и дни" (рубеж VIII-VII вв. до н.э.) подробнейшим образом изложены правила личной гигиены, предписания о режиме трудовой деятельности и питания в различные времена года. Древние греки считали, что для сохранения здоровья необходимо благоразумно пользоваться всем, что нас окружает, и с юных лет постоянно упражнять свои телесные силы. С этой целью молодежь училась в гимнасиях-школах физических упражнений. Большое значение придавалось гимнастике, бегу, гребле, плаванию, стрельбе из лука; метанию копья, бросанию тяжестей, закаливанию, водным процедурам, массажу, правильному режиму работы, отдыха, сна, питания и др. Гимнастикой в Древней Греции занимались не только здоровые, но и больные, которые, выполняя предписания врача, тренировали свое тело на многочисленных стадионах и в гимнасиях, светских и храмовых. Но при этом не следует забывать, что соответствующие рекомендации адресовались свободным гражданам, а к рабам не имели никакого отношения. Классовый характер и направленность культа здоровья наиболее ярко проявился в спартанском законодательстве, которое по преданию приписывалось легендарному законодателю Ликургу. Многие "законы Ликурга" восходили еще к первобытнообщинному строю, но были приспособлены к целям классового господства общины спартиатов-завоевателей над покоренным ими населением. Войны и стремление сохранить могущество народа-победителя побудили Ликурга до деталей разработать систему общественных мероприятий по "организации здоровья" военной аристократии. При этом следует учитывать, что в этой системе все было подчинено единой цели: каждый спартиат должен быть идеальным слугой государства, воином и защитником отечества. С этой целью Ликург осуществил ряд коренных реформ, о которых впоследствии писал древнеримский историк Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" следующее: "Он вернулся и немедленно приступил к преобразованию существующего порядка, к коренным реформам государственного устройства; по его мнению, отдельные узаконения не могли иметь ни успеха, ни пользы, как у человека больного, страдающего притом различными болезнями, следует совершенно выгнать болезнью смесью лекарств со слабительным и предписать ему новый образ жизни". Ликург обязал всех членов общины обедать в складчину за общим столом. "Они, - писал Плутарх, - не имели права обедать дома, развалившись на дорогих ложах за дорогими столами, они не должны были заставлять откармливать себя в темноте своим отличным поварам, как прожорливых животных, вредя этим и душе, и телу, предаваясь всякого рода порочным наклонностям, и излишествам, долгому сну, беря теплые ванны, решительно ничего не делая, словом, нуждаясь ежедневно в уходе, как больные". Пища употреблялась простая, без излишеств, но питательная. Полноправные спартиаты всецело посвящали себя военному делу. Система организации жизни спартиатов была направлена к тому, чтобы господствующее привилегированное меньшинство населения, входившее в "общину равных", располагало возможно большим количеством здоровых, сильных, ловких и неустрашимых воинов, способных в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего города. Этим объясняется и то особое внимание, которое обращалось законодательством Ликурга на регулирование половых отношений, деторождение и воспитание нового поколения. Дело доходило до того, что старый муж, имеющий молодую жену, допускал ее связь с молодым мужчиной; если чужая жена нравилась молодому мужчине, он испрашивал у ее мужа позволения сожительствовать с ней, чтобы дать государству сильное потомство. |
Страницы |
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая |