Тенденции развития розничного фармацевтического рынка Н. Новгорода

В условиях практически полного отсутствия государственного регулирования розничного фармацевтического рынка Нижнего Новгорода развитие его детерминировано исключительно рыночными отношениями между субъектами рынка. Поэтому в последние годы розничный фармацевтический рынок характеризуется значительным ростом количества субъектов, работающих на рынке, быстрой сменой преобладающих форм организации торговой деятельности, снижением уровня доходности от розничной реализации лекарственных препаратов, появлением и усилением влияния аптечных сетей, хотя уровень развития последних все же значительно отстает от развития сетей в других, сравнимых с нашим, регионах.

Отсутствие государственного регулирования является предпосылкой для проявления нескольких тенденций. Последние годы характеризуются значительным и стихийным ростом числа аптечных предприятий. Так, если в 1999 году в Н. Новгороде насчитывалось 121 аптечное предприятие различной формы собственности, то в 2000 году - уже 202, а в 2001 году - 303 предприятия. При этом коэффициент обеспеченности аптеками на 10000 населения, рассчитанный еще в советские времена, вырос за этот период времени с 0,9 до 2,2 при нормативе этого коэффициента в 0,5. При этом необходимо отметить, что растет не просто число аптек или аптечных пунктов, а растет количество предприятий, т.е. все большее и большее количество предпринимателей пробуют себя в фармацевтическом бизнесе. И это понятно: розничная реализация лекарственных средств - достаточно доходный вид торговли, который отличается постоянным спросом. По уровню развития конкурентной среды Н. Новгород, по оценкам специалистов территориального управления МАП РФ, относится к высокоразвитым рынкам и отличается по этому показателю от других районов и городов области. Эпидемиеподобное, нерегулированное увеличение количества субъектов фармацевтического рынка Н. Новгорода привело к усилению конкуренции, которая, с одной стороны, проявилась в снижении уровня торговых надбавок, а с другой стороны - в изменении преобладающих форм организации торговли. К сожалению, вектор конкуренции не был направлен в сторону серьезного изменения ассортиментной политики и в сторону развития фармацевтического маркетинга, о чем мы подробно поговорим далее.

Уровень торговых надбавок с каждым годом реально снижается, при этом падает и общая доходность от розничной торговли лекарственными препаратами. Так, если в середине 90-х нормальным считался уровень наценки в 35-40%, то в настоящее время, несмотря на заверения отдельных некомпетентных политиков и чиновников, о таких наценках остается только мечтать. Реальный средний уровень торговых наценок в рознице не превышает 25%, а по муниципальным аптекам уровень средних наценок имеет отрицательную тенденцию в течение последних трех лет. В 2001 году средняя наценка в муниципальных аптеках составила 23%. При этом на величину наценок в аптеках влияют исключительно рыночные факторы, а не пресловутые документы по ценообразованию, которые приводят только к обратному - к росту цен на уровне производителей и на уровне национальных дистрибуторов. Что касается Н. Новгорода, то здесь вообще можно не ограничивать торговую наценку и не осложнять работу фармацевтов, так как реально это не приведет к снижению цен, а введение более низких наценок (ниже наценок, определенных рынком) чревато дестабилизацией фармацевтического рынка.

Еще несколько лет назад преобладающей формой организации торговли лекарственными препаратами был аптечный киоск. Практически во всех мало-мальски значимых торговых точках города были расположены аптечные киоски с повсеместным нарушением правила торговли лекарственными препаратами - выставленным на полках витрин многочисленным рецептурным ассортиментом. Несмотря на тот факт, что киоски остаются преобладающей формой торговли, все же наметилась тенденция к открытию розничных аптек и закрытию киосков. Те, кто торговал через киоски, а сейчас торгует через аптеки, отмечают значительные преимущества аптеки и по ассортименту, и по качеству обслуживания. Изменились и покупательские предпочтения: все больше покупателей предпочитают покупать рядом с селедкой настойку боярышника и другие подобные "препараты", а в случае покупки рецептурных препаратов отдают предпочтение аптекам. Немаловажную роль в развитии аптек сыграло и введение в городе ЕНВД для торговли лекарственными препаратами, что уравняло в "правах" юридические и физические лица, повысило издержки аптечных киосков. Сегодня аптека, да еще в собственном помещении - это самая конкурентоспособная форма розничной торговли в Н. Новгороде. Путь от аптечного киоска до собственной аптеки занял у частников около 5 лет. А что дальше? Дальше, по законам рынка, одни формы торговли будут заменены на другие: аптека - на сетевую аптеку, на аптечный супермаркет, 100 метров торговых площадей - на 1000, региональная аптечная сеть - на национальную! В условиях отсутствия ограничения конкуренции это развитие является закономерностью.

Страницы
Предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая